Костенко И. Ю.
(г. Минск, Беларусь)
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В современном мире владение
иностранным языком является непременным условием конкурентоспособности будущего
специалиста. Очень часто иностранный язык представляет трудность для
студентов-первокурсников. Наряду с изучением специальных дисциплин изучение иностранного
языка требует определенных усилий и времени. Как показывает практика,
большинство студентов не обладают коммуникативной иноязычной компетенцией на
уровне А2 по общеевропейской шкале, поэтому овладение
профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией представляет
определенные трудности.
Сегодня многие педагоги понимают
мотивацию учеников как нечто связанное с развлекательными материалами,
красочными демонстрациями, поощрениями. И когда ученики кажутся
незаинтересованными, они стараются организовать урок с привлечением
разнообразных технологий для привлечения их внимания. Внутреннюю мотивацию Е. П. Ильин
и И. А. Зимняя связывают с эффективностью учебной деятельности, с
удовлетворением потребности в улучшении результатов деятельности [1, с. 15].
Проблема мотивации при изучении иностранных языков заключается в том, что
студенты не мотивированы на выполнение рутинных и сложных заданий. Задача
педагога – повысить внутреннюю мотивацию самого студента, используя современные
технологии.
Внутренняя мотивация связана с
компетентностью и самоопределением индивида, способным контролировать ситуацию.
Педагог, ставящий цель повышение внутренней мотивации студентов в академической
среде, должны учитывать, что внутренняя мотивация – это психологическое состояние,
зависящее от конкретной ситуации, и что никакой студент не может постоянно
находиться в таком состоянии. Более реалистичная цель состоит в том, чтобы все
обучаемые испытывали в некоторой степени внутреннюю мотивацию. Другими словами,
помочь осознать им, что учеба может доставить удовольствие и личное
удовлетворение.
Существует ряд принципов,
способствующих формированию внутренней мотивации в академической среде:
предсказуемость окружающей среды, соотношение трудных и легких заданий,
создание новизны, поддержка со стороны педагога, избежание личностного
сравнения [2, с. 30].
Одним из факторов формирования
внутренней мотивации к учебе является обеспечение руководства, не подрывающего
самовосприятие и самооценку студента. Нельзя не согласиться с высказыванием
Роберта Фрэнкина о том, что цели, которые выдвигает сам человек, обладают
большей мотивационной силой, чем цели, поставленные другими людьми [3, c. 28].
Интересные занятия, проведенные в
нетрадиционной форме с использованием ИКТ, повышают уровень интереса к изучению
иностранного языка и внутреннюю мотивацию, т.к.:
- наглядная демонстрация материала
на уроке с применением ИКТ повышает интерес к изучению иностранного зыка;
- позволяет использовать в работе
многообразные формы представления информации: текстовые, звуковые и видеофайлы;
- ИКТ служат средством реализации
инновационных педагогических технологий, основанных на продуктивной
деятельности учащихся;
- использование электронного
учебника, обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний,
умений и навыков;
- развивает способности к проектной
деятельности на основе системного подхода;
- позволяет легко осуществить
интеграцию учебных предметов;
- изменяет позицию педагога: из
носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной
деятельности;
- повышает значимость педагога в
глазах ученика.
Овладение иностранным языком – это длительный и сложный процесс. Этот процесс будет успешным при проявлении личностных, волевых качеств, творческого подхода и грамотного контроля со стороны преподавателя. Необходимо ориентироваться на внутреннюю мотивацию студента, его текущие задачи и потребности, развивать интерес к иностранному языку не только для расширения кругозора, воспитанию толерантности к другим народам и культурам, но и как к средству поликультурного общения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Зимняя, И. А.
Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Москва : Наука, 2000. –
140 с.
2.
Костоусова, Э. Т. Мотивы
изучения иностранного языка в техническом ВУЗе как залог создания полиязычной
среды / Э. Т. Костоусова // Международная конкурентноспособность
университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды. –
Екатеринбург, 2016. – С. 29–34.
3.
Spaulding, Cheryl. Motivation in the classroom /
Cheryl L. Spaulding. – NY : McGraw-Hill, Inc., 1992. – 247 p.
Действительно, ИКТ сегодня - это неотъемлемая часть учебного процесса. Особенно мы столкнулись с этим во время дистанционного обучения. К сожалению, многие наши школы не оборудованы техническими средствами в полной мере, чтобы учитель мог использовать информационные технологии на уроке.
ОтветитьУдалитьАникеенко Н. Н. (МОУ "Школа №60 города Донецка")