Костенко И. Ю.

 

Костенко И. Ю.

(г. Минск, Беларусь)

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В современном мире владение иностранным языком является непременным условием конкурентоспособности будущего специалиста. Очень часто иностранный язык представляет трудность для студентов-первокурсников. Наряду с изучением специальных дисциплин изучение иностранного языка требует определенных усилий и времени. Как показывает практика, большинство студентов не обладают коммуникативной иноязычной компетенцией на уровне А2 по общеевропейской шкале, поэтому овладение профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией представляет определенные трудности.

Сегодня многие педагоги понимают мотивацию учеников как нечто связанное с развлекательными материалами, красочными демонстрациями, поощрениями. И когда ученики кажутся незаинтересованными, они стараются организовать урок с привлечением разнообразных технологий для привлечения их внимания. Внутреннюю мотивацию Е. П. Ильин и И. А. Зимняя связывают с эффективностью учебной деятельности, с удовлетворением потребности в улучшении результатов деятельности [1, с. 15]. Проблема мотивации при изучении иностранных языков заключается в том, что студенты не мотивированы на выполнение рутинных и сложных заданий. Задача педагога – повысить внутреннюю мотивацию самого студента, используя современные технологии.

Внутренняя мотивация связана с компетентностью и самоопределением индивида, способным контролировать ситуацию. Педагог, ставящий цель повышение внутренней мотивации студентов в академической среде, должны учитывать, что внутренняя мотивация – это психологическое состояние, зависящее от конкретной ситуации, и что никакой студент не может постоянно находиться в таком состоянии. Более реалистичная цель состоит в том, чтобы все обучаемые испытывали в некоторой степени внутреннюю мотивацию. Другими словами, помочь осознать им, что учеба может доставить удовольствие и личное удовлетворение.

Существует ряд принципов, способствующих формированию внутренней мотивации в академической среде: предсказуемость окружающей среды, соотношение трудных и легких заданий, создание новизны, поддержка со стороны педагога, избежание личностного сравнения [2, с. 30].

Одним из факторов формирования внутренней мотивации к учебе является обеспечение руководства, не подрывающего самовосприятие и самооценку студента. Нельзя не согласиться с высказыванием Роберта Фрэнкина о том, что цели, которые выдвигает сам человек, обладают большей мотивационной силой, чем цели, поставленные другими людьми [3, c. 28].

Интересные занятия, проведенные в нетрадиционной форме с использованием ИКТ, повышают уровень интереса к изучению иностранного языка и внутреннюю мотивацию, т.к.:

- наглядная демонстрация материала на уроке с применением ИКТ повышает интерес к изучению иностранного зыка;

- позволяет использовать в работе многообразные формы представления информации: текстовые, звуковые и видеофайлы;

- ИКТ служат средством реализации инновационных педагогических технологий, основанных на продуктивной деятельности учащихся;

- использование электронного учебника, обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний, умений и навыков;

- развивает способности к проектной деятельности на основе системного подхода;

- позволяет легко осуществить интеграцию учебных предметов;

- изменяет позицию педагога: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности;

- повышает значимость педагога в глазах ученика.

Овладение иностранным языком – это длительный и сложный процесс. Этот процесс будет успешным при проявлении личностных, волевых качеств, творческого подхода и грамотного контроля со стороны преподавателя. Необходимо ориентироваться на внутреннюю мотивацию студента, его текущие задачи и потребности, развивать интерес к иностранному языку не только для расширения кругозора, воспитанию толерантности к другим народам и культурам, но и как к средству поликультурного общения.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Москва : Наука, 2000. – 140 с.

2.                Костоусова, Э. Т. Мотивы изучения иностранного языка в техническом ВУЗе как залог создания полиязычной среды / Э. Т. Костоусова // Международная конкурентноспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды. – Екатеринбург, 2016. – С. 29–34.

3.                Spaulding, Cheryl. Motivation in the classroom / Cheryl L. Spaulding. – NY : McGraw-Hill, Inc., 1992. – 247 p.

 

1 комментарий:

  1. Действительно, ИКТ сегодня - это неотъемлемая часть учебного процесса. Особенно мы столкнулись с этим во время дистанционного обучения. К сожалению, многие наши школы не оборудованы техническими средствами в полной мере, чтобы учитель мог использовать информационные технологии на уроке.
    Аникеенко Н. Н. (МОУ "Школа №60 города Донецка")

    ОтветитьУдалить