ТЕСТИРОВАНИЕ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО
ОЦЕНКИ И ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В настоящее время
высокий интерес уделяется развитию у учащихся потребности в изучении предмета
«иностранный язык». Значение иностранного языка в современных условиях
постоянно возрастает из-за увеличения в образовательных учреждениях мероприятий
по культурному обмену, а также возможности практики учащихся за границей.
Поэтому для развития будущих профессионалов знание иностранного языка
становится необходимым условием. В течение всего курса, предоставляемым учебным
учреждением, языковой материал водится систематически, для того, чтобы учащиеся
постепенно овладели грамматикой и фонетикой. Несомненно, уровень усвоения
информации будет разным, поэтому необходимо в практику вводить постоянный
контроль, который позволит выявить уровень сформированных навыков у учащихся.
Контроль обязательно должен сочетаться с самоанализом и диагностированием.
Поскольку это поможет выявить, какой материал не был усвоен детьми. «Постоянная
самопроверка – вещь чрезвычайно важная в педагогическом отношении» [2,
с. 105]. На занятиях по иностранному языку контроль помогает учителю
извлекать информацию, необходимую для него и учеников и, соответственно,
анализировать итог своей работы. Это в дальнейшем позволит заменить
непродуктивные методы и средства обучения на более результативные и
оптимальные.
Для
улучшения практического владения английским языком необходимо создание
благоприятных условий на занятиях, учитывая интересы учащихся. В конечном итоге
у детей появится активность и внимательность на уроке, что повысит
ответственность при выполнении учебных заданий.
Существует
много форм контроля полученных знаний. Может быть устный, письменный и не
специальный контроль. Не специальный контроль – это искусство. Примером такого
контроля является «угадывание по глазам» [1, с. 110], поведению, жестам,
мимике.
Чаще
применяются устный опрос и письменная работа. Однако устный опрос не всегда
позволяет собрать информации об усвоенном и неусвоенном материале. Письменная
работа же, в свою очередь, требует большего времени на ее проверку. И все же
оба метода время от времени ошибаются в объективной оценке полученных учащимися
знаний. Поэтому в обучении иностранному языку одним из эффективных средств
контроля является тест. Тесты помогают проверить знания учащихся как выборочно,
так и в целом. Учащиеся более осознанно относятся к проверке своих знаний, ведь
обучение требует от них самостоятельности и умственной активности. Они имеют
достаточно высокий уровень развития логического и абстрактного мышления, а
также умения аргументировать и делать выводы. Поэтому метод тестирования –
оптимальный вариант для проверки знания усвоенного материала. Использование
тестирования в обучении развивает критичность мышления и повышает мотивацию при
изучении иностранного языка и других предметов.
Из
этого следует, что тест – это инструмент, состоящий из системы заданий,
выполнение которых позволяет проверить уровень знаний, умений и навыков.
Следовательно, тестирование – это способ такой проверки знаний, где испытуемый
выполняет ряд специальных тестовых заданий, которые должны соответствовать
нескольким критериям: являться краткими, логичными и соответствовать правилам
оценки ответа и инструкции.
Метод
тестирования имеет много преимуществ. Во-первых, тестирование позволяет
учащимся работать в доступном им темпе, шаг за шагом переходя от легких к более
сложным заданиям. Во-вторых, тестирование занимает мало времени при проверке,
что чаще позволяет проводить тесты. В-третьих, тестирование улучшает
психологическую атмосферу на занятиях, а также связь между учителем и учащимися [3, с. 76]. Ученик не
испытывает дискомфорта и стеснения при выполнении теста. А также меньше
сталкивается с лексическими и грамматическими затруднениями.
Важно
помнить, что тестирование не должно рассматриваться как соревнование между
учащимися, так как это может вызвать блокировку намерения на дальнейшее
приобретение знаний и активности на занятиях. Тестирование нужно использовать
как возможность выявить прогресс у учащихся, что позволит повысить мотивацию на
приобретение новых знаний.
Таким образом, приходим к выводу, что тесты позволяют определить качество подготовки учеников и выявить пробелы в психологически комфортных условиях, а также служат наиболее объективной оценкой знаний, умений и навыков учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Габай,
Т. В. Педагогическая психология : Учебник / Т. В. Габай. – М. :
Academia, 2019. – 672 c.
2.
Кравченко,
А. И. Психология и педагогика : Учебное пособие /
А. И. Кравченко. – М. : Риор, 2018. – 112 c.
3.
Петрова.
Н. П. Формы компьютерного тестирования в образовании /
Н. П. Петрова, Р. Э. Гшиянц // Электронные ресурсы в
непрерывном образовании. – 2015. – С. 70–76 с.
Тесты давно стали самым популярным методом контроля в обучении любому предмету. Сейчас существует множество сервисов WEB 2.0 с помощью которых можно сделать интересные интерактивные тесты. Это естественно будет привлекать обучающихся и повышать их интерес и мотивацию к изучению ИЯ. Но дают ли тесты истинную картину владения языком? Нет! Может ли обучающийся использовать иностранный язык как средство общения? Это станет понятным только в общении.
ОтветитьУдалитьАникеенко Н. В.(МОУ "Школа №60 города Донецка")