Галкина Т. Г.

 

Галкина Т. Г. 

(г. Омск, РФ)

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И БЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 


В настоящее время преподавателю необходимо учитывать, что когнитивные навыки современных студентов формировались и развивались в условиях «цифрового» общества, и использовать в образовательном процессе новые, понятные и доступные студентам инструменты. Общедоступные и технически простые социальные сети могут стать одним из современных и эффективных инструментов изучения языков. Развитие технологий привело к тому, что потребление визуальных и визуально-аудиальных продуктов (фото и видео) вышло на первый план для нечитающего «цифрового» поколения. Видео и/или фотография, всегда сопровождающие пост в социальных сетях, представляют собой визуальное сообщение, характеризующееся «экономичностью и моментальной ясностью, которая обеспечивает быстроту коммуникативных процессов» [2, с.171]. «Сегодня зачастую визуальный ряд выполняет функцию рассказчика, заменяя и дополняя восприимчивость текстовую. Привычная рутинность повседневности, неартикулируемость обычных отношений получает четкую закрепленность, как визуальную, так и пространственно-временную» [2, с.170].

Например, использование социальных сетей и блогов в качестве дополнительного средства изучения и преподавания иностранного языка дает возможность визуализации страноведческой информации про помощи аутентичных фото, видео, иллюстраций, презентаций. Визуализация информации при помощи фото и, в особенности видео, обеспечивает целостное и многокомпонентное восприятие предметов, явлений, событий и т.д. Слово связывается с визуальной, аудиальной и эмоциональной составляющей образа, воспринимается, оценивается и переживается, «оживает» и становится «переживаемым», обретает контекстуальную составляющую, вписываясь в уже существующую картину мира воспринимающего в виде целостного образа. Более того, в зависимости от симпатии/антипатии к блогеру в целом, или к отдельной теме/ситуации, повышается мотивация к вовлеченности в коммуникацию посредством комментирования, иногда даже многоступенчатого, или просто отметки интересного поста «лайком». Автор текста в социальной сети, как правило, не условный образ, а реально существующая личность, которой можно задать вопрос или оставить комментарии, что тоже дает возможность участия в реальной коммуникации на иностранном языке.

Социальные сети и блоги обеспечивают постоянный доступ к современной, ярко и привлекательно оформленной, постоянно обновляемой аутентичной социально-культурной информации. Изучение аутентичных материалов является одним из основных условий для того, что студенты смогут применять свои знания, умения и навыки в конкретной жизненной ситуации. Лингвистическая, социокультурная и межличностная составляющие актов иноязычного общения, репрезентированные в аутентичных аккаунтах, позволяют научиться адекватно интерпретировать коммуникативные ситуации и мотивируют к вступлению в них в качестве полноценного участника. Сообщения, транслируемые блогерами в социальных сетях, оформлены «многослойно» (аудиоряд, видеоряд или фотография, текст) и дают доступ к множеству сфер повседневной и профессиональной жизни в странах изучаемого языка, транслируют культурные и научные реалии и создают «эффект присутствия и сопричастности происходящему» [2, с.172], тем самым устраняя барьер физической дистанции.

Помимо тематического разнообразия, блоги и социальные сети характеризуются наличием текстов различных жанров (новости, очерки, стихи, комментарии, реклама и др.) в рамках одного источника, воспроизведёнными как в форме устного текста (например, stories или видео), так и в форме письменного текста (пост или комментарий), а доминирующей практикой становится его чтение (слушание) и дискуссия. У студентов есть возможность вести свою страничку на иностранном языке и участвовать в обсуждениях.

Еще одним преимуществом социальных сетей и блогов является их доступность и возможность пользоваться им в любое удобное студенту и преподавателю время в комфортной обстановке. Социальные сети оцениваются студентами как развлечение, и, следовательно, выбор просматриваемого содержания обусловлен их интересами и увлечениями, а не учебной необходимостью. Сам процесс изучения языка не осознается студентом как обучение, поскольку он применяет свои знания на практике, упражняется и автоматически формирует коммуникативные навыки, общаясь в хорошо знакомой и привычной среде.

Использование социальных сетей на изучаемом языке не только дает возможность «живой» коммуникации с пользователями, являющимися носителями языка, но и обеспечивает включение обучающегося в социальные и/или профессиональные группы, раскрывает ценности и нормы, особенности поведения и восприятия действительности, характерные для культуры страны изучаемого языка. Социальные сети могут способствовать более комфортной и более эффективной адаптации в культуре другой страны, так как их использование иностранными студентами предполагает совместную мотивированную и продуктивную деятельность в рамках говорящего на изучаемом языке интернет-сообщества, формирование системы связей и отношений между пользователями  определенного сетевого информационного пространства.


ЛИТЕРАТУРА

1. Букин, А. С. Инстаграм-исследования как дополнительная технология обучения иностранному языку / А. С. Букин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 2. – С. 156–163.

2. Мясникова, Л. А. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе / Л. А. Мясникова, А. В. Дроздова, Ю. В. Архипова. // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 19. – С. 168–172.

3. Янкович, М. Cоциальные сети как элемент инцидентального обучения иностранному языку / М. Янкович // Профессиональное образование и общество. – 2016. – № 3 (19). – С. 214–219.

Комментариев нет:

Отправить комментарий