Галкина Т. Г.
(г. Омск, РФ)
ВОЗМОЖНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЕЙ И БЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ
И ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В настоящее время
преподавателю необходимо учитывать, что когнитивные навыки современных
студентов формировались и развивались в условиях «цифрового» общества, и
использовать в образовательном процессе новые, понятные и доступные студентам
инструменты. Общедоступные и технически простые социальные сети могут стать
одним из современных и эффективных инструментов изучения языков. Развитие
технологий привело к тому, что потребление визуальных и визуально-аудиальных
продуктов (фото и видео) вышло на первый план для нечитающего «цифрового»
поколения. Видео и/или фотография, всегда сопровождающие пост в социальных
сетях, представляют собой визуальное сообщение, характеризующееся
«экономичностью и моментальной ясностью, которая обеспечивает быстроту
коммуникативных процессов» [2, с.171]. «Сегодня зачастую визуальный ряд
выполняет функцию рассказчика, заменяя и дополняя восприимчивость текстовую.
Привычная рутинность повседневности, неартикулируемость обычных отношений
получает четкую закрепленность, как визуальную, так и
пространственно-временную» [2, с.170].
Например,
использование социальных сетей и блогов в качестве дополнительного средства
изучения и преподавания иностранного языка дает возможность визуализации
страноведческой информации про помощи аутентичных фото, видео, иллюстраций,
презентаций. Визуализация информации при помощи фото и, в особенности видео,
обеспечивает целостное и многокомпонентное восприятие предметов, явлений,
событий и т.д. Слово связывается с визуальной, аудиальной и эмоциональной составляющей
образа, воспринимается, оценивается и переживается, «оживает» и становится
«переживаемым», обретает контекстуальную составляющую, вписываясь в уже
существующую картину мира воспринимающего в виде целостного образа. Более того,
в зависимости от симпатии/антипатии к блогеру в целом, или к отдельной
теме/ситуации, повышается мотивация к вовлеченности в коммуникацию посредством
комментирования, иногда даже многоступенчатого, или просто отметки интересного
поста «лайком». Автор текста в социальной сети, как правило, не условный образ,
а реально существующая личность, которой можно задать вопрос или оставить
комментарии, что тоже дает возможность участия в реальной коммуникации на
иностранном языке.
Социальные сети и
блоги обеспечивают постоянный доступ к современной, ярко и привлекательно
оформленной, постоянно обновляемой аутентичной социально-культурной информации.
Изучение аутентичных материалов является одним из основных условий для того,
что студенты смогут применять свои знания, умения и навыки в конкретной
жизненной ситуации. Лингвистическая, социокультурная и межличностная
составляющие актов иноязычного общения, репрезентированные в аутентичных
аккаунтах, позволяют научиться адекватно интерпретировать коммуникативные
ситуации и мотивируют к вступлению в них в качестве полноценного участника.
Сообщения, транслируемые блогерами в социальных сетях, оформлены «многослойно»
(аудиоряд, видеоряд или фотография, текст) и дают доступ к множеству сфер
повседневной и профессиональной жизни в странах изучаемого языка, транслируют
культурные и научные реалии и создают «эффект присутствия и сопричастности
происходящему» [2, с.172], тем самым устраняя барьер физической дистанции.
Помимо
тематического разнообразия, блоги и социальные сети характеризуются наличием
текстов различных жанров (новости, очерки, стихи, комментарии, реклама и др.) в
рамках одного источника, воспроизведёнными как в форме устного текста
(например, stories или видео), так и в форме письменного текста (пост или
комментарий), а доминирующей практикой становится его чтение (слушание) и
дискуссия. У студентов есть возможность вести свою страничку на иностранном
языке и участвовать в обсуждениях.
Еще одним
преимуществом социальных сетей и блогов является их доступность и возможность
пользоваться им в любое удобное студенту и преподавателю время в комфортной
обстановке. Социальные сети оцениваются студентами как развлечение, и,
следовательно, выбор просматриваемого содержания обусловлен их интересами и
увлечениями, а не учебной необходимостью. Сам процесс изучения языка не
осознается студентом как обучение, поскольку он применяет свои знания на
практике, упражняется и автоматически формирует коммуникативные навыки, общаясь
в хорошо знакомой и привычной среде.
Использование социальных сетей на изучаемом языке не только дает возможность «живой» коммуникации с пользователями, являющимися носителями языка, но и обеспечивает включение обучающегося в социальные и/или профессиональные группы, раскрывает ценности и нормы, особенности поведения и восприятия действительности, характерные для культуры страны изучаемого языка. Социальные сети могут способствовать более комфортной и более эффективной адаптации в культуре другой страны, так как их использование иностранными студентами предполагает совместную мотивированную и продуктивную деятельность в рамках говорящего на изучаемом языке интернет-сообщества, формирование системы связей и отношений между пользователями определенного сетевого информационного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Букин, А. С. Инстаграм-исследования как дополнительная технология
обучения иностранному языку / А. С. Букин // Вестник Ленинградского
государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 2. – С. 156–163.
2.
Мясникова, Л. А. Визуальная репрезентация повседневности в
современном медиаобществе / Л. А. Мясникова,
А. В. Дроздова, Ю. В. Архипова. // Теория и практика
общественного развития. – 2014. – № 19. – С. 168–172.
3.
Янкович, М. Cоциальные сети как элемент инцидентального обучения
иностранному языку / М. Янкович // Профессиональное образование и
общество. – 2016. – № 3 (19). – С. 214–219.
Комментариев нет:
Отправить комментарий