Шевченко М. С.,
Майорова В. С.(г. Ростов-на-Дону, РФ)
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Роль
изучения древних языков тяжело переоценить. Главная проблема, которая остаётся
всегда актуальной – это неверное понимание важных исторических событий, уроков,
которые они преподнесли. Проходит время
и вместе с ним меняются значения некоторых понятий. «Живые» языки, на которых
разговаривают в настоящее время, постоянно претерпевают какие-либо изменения.
Если брать во внимание то, что история складывается веками, а язык ощутимо
дополняется в течение нескольких лет, то и понимание некоторых событий, явлений
может быть очень сильно искажено.
На
данный момент, существует множество программ по сохранению самобытности языков
стран и народов. Тем не менее, процессы заимствования развиваются с огромной
скоростью, возможно, это происходит из-за растущего влияния на современный мир
глобальной сети Интернет.
В
тоже время, так называемые, «мертвые» языки навсегда в себе сохраняют
изначальные смыслы, зная древний язык можно обратиться к первоисточнику. Именно
поэтому изучение древних языков является очень важным для исследователя. Язык,
на котором был написан документ много веков назад, хранит не только
исторические факты, но и оценку явлений самим автором, его выводы и уроки,
вынесенные из исторических событий. Лучшим решением, для человека, который
посвящает себя исследованию, является то, что стоит затратить некоторое время
на изучение древнего языка, чем сделать неверный поспешный вывод в своей работе.
Знание
древнего языка помогает критически анализировать любой источник знаний, во
многом именно письменный. Для того чтобы грамотно интерпретировать тексты,
которые были созданы в средневековой Европе, нужно знать латынь, а если
исследователя интересует Византия, то нужен древнегреческий язык.
Не представляется возможным выделить самый древний
язык. Большинство современных языков имеют общего предка, например: английский,
немецкий, русский, испанский, хинди, итальянский и многие другие развились из
индоевропейского языка, который лингвисты в настоящее время реконструируют.
Наиболее
древние языки которые были сформированы еще сто тысяч лет назад не имели
письменной формы, поэтому узнать язык общения того временного периода, на
данный момент, невозможно. Выделить самый первый язык на земле тоже невозможно. Древнейшие из «живых» языков в мире – иврит,
тамильский, фарси, македонский, латынь, китайский, греческий, ирландский
гэльский, армянский. Вымершие языки древних людей: шумерский, древнеегипетский,
аккадский, эблаитский, хеттский, минойский, прамировой [3, с. 43].
Стоит
отметить, что знание древних языков приносят не только прямую пользу при
прочтении первоисточников, но и при изучении современных иностранных языков. К
тому же, знание двух или более языков расширяет кругозор человека.
Изучение
древних языков имеет свои нюансы. Древние языки отличаются тем, что трудно
найти человека, который поможет овладеть произношением и объяснит нюансы
грамматики. В разговорном языке – акцент на произношение. В «мертвом» же языке
является важным способность прочитать и понять грамматическую конструкцию [1,
с. 140].
Текст,
написанный на мертвом языке – это пазл, только без картинки на коробке.
Возможно, что собрать его с первого раза будет невозможно, но это того
определенно стоит.
От
изучения древних языков есть большая практическая польза преимущественно для
людей из академической сферы. Большинство общенаучных и специальных терминов
заимствованы из этих языков.
Что
же касается русского языка, то он относится к крупнейшим языкам мира: по числу
говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и
испанского. Все славянские языки имеют немало сходств. Русский язык относится к
восточнославянской подгруппе, которая входит в славянскую группу индоевропейской
семьи.
Предком
современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или
восточнославянский) язык. Можно выделить две основные эпохи развития языка:
дописьменная (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменная [2, с.
324].
Также,
русский язык имеет глубинные внутренние связи с греческим языком, поскольку
история русской культуры, история русского языка неразрывно связаны с
греко-славянским миром.
На мой взгляд, изучение древних языков не потеряет своей актуальности еще долгое время. Изучение древних языков развивает кругозор, помогает пониманию многообразных связей древних с новыми языками. Языки, как важнейшая часть культуры, позволяют не только прикоснуться к величайшим творениям древности и провести глубочайшие исследования причинно-следственных связей исторических событий, но и глубоко понимать современность: языки, литературу, историю, философию, искусство.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Аверинцев, С. С. Славянское слово и традиция эллинизма /
С. С. Аверинцев // Вопросы литературы. – 1976. – № 11. – С. 138–153.
2.
Двойной портрет-III: филологи-античники о европеизации и деевропеизации России:
сб. ст. / сост. М. Н. Славятинская. – М., 2013. – 432 с.
3.
Леушина, Л. Т. Древние языки и современное образование /
Л. Т. Леушина// Язык и культура
– 2013. – № 4 (24). – С. 42–52.
Комментариев нет:
Отправить комментарий