Мифтахова О. В.(г. Луганск, ЛНР)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Методика
преподавания иностранных языков на современном этапе представлена
разнообразными тенденциями. Преподаватель сам вправе выбирать подходящие ему
методы и подходы – от традиционных до инновационных. В данной работе мы
рассмотрим подход, предложенный Майклом Льюисом, основной идеей которого
является постоянное совершенствование лексики изучаемого языка.
В основе
лексического подхода лежит изучение словосочетаний, фраз и выражений в
контексте и их активное применение в речи. Лексика является основным
строительным блоком языка. Научные исследования в сфере лингвистики и методики
преподавания иностранных языков показывают, что за последние десятилетия роль
лексики в функционировании языка и формировании лексической компетенции
недооценивалась [1, с. 289]. Сам
М. Льюис предлагает обратить внимание на следующую типологию заданий в
рамках лексического подхода: работа со словообразованием с начального этапа
обучения иностранному языку, упражнения, направленные на работу с устойчивыми
словосочетаниями – коллокациями, задания, работающие с синонимией, антонимией и
оттенками значений, а также упражнения, ориентированные на работу с
дискурсивными маркерами [1, с. 292].
Рассмотрим
предложенную типологию в практическом применении, ориентируясь на учебники, с
которыми мы работаем на практических занятиях по дисциплине «Практический курс
английского языка» на филологическом факультете Луганского государственного
педагогического университета. В данном случае речь идет о четвертом курсе и
продвинутом уровне владения английским языком. На указанном этапе мы работаем с
таким учебником, как Speakout Advanced.
Упражнения,
ориентированные на работу со словообразованием:
Пример 1: One word in
each sentence is incorrect. Change or add the suffix to correct it.
1.
Would you care to
elaborately on the idea?
2.
They travelled to
Panama, looking for opportunities to start a new life together, while Mrs.
Darwin kept up the pretend that her husband was dead.
3.
He apparently had
no recollect of his whereabouts or events over the previous five years.
4.
In the meantime,
in the UK, several people had become suspicion [2].
Вторая
группа упражнений, направленных на работу с устойчивыми словосочетаниями, может
быть представлена следующими заданиями [2]:
Пример 2: Complete the common
collocations with the words/phrases in the box.
an investigation
suffer from search presumed
the alarm |
_________: to no avail, in vain, frantically,
extensively
_________: to set off, to sound, to raise, to trigger
_________: rightly, wrongly, dead, innocent
_________: asthma, migraines, amnesia, hay fever
_________: launch, be the subject of, pursue, lead
Для
иллюстрации третьей группы упражнений мы взяли задания из учебника Timesaver Reading
Lessons [3].
Пример 3: Match the
words or phrases taken from the text with their opposites:
1. to stand out |
a) a person of great importance and influence |
2. materialistic |
b) to accept |
3. a nobody |
c) caring little about money and possessions |
4. under-achiever |
d) to be the same as
others |
5. to turn (something) down |
e) Someone who excels |
Работа с дискурсивными маркерами является неотъемлемой
частью проработки написания эссе, когда подробно обсуждаются все линкеры,
вводные конструкции и фразы-заполнители. В качестве примера приведем упражнение из учебника Speakout Advanced [2].
Пример 4: Complete the
table with phrases in bold from the essay.
a) Introduce additional information (meaning
“and”): what is more, another point, … b) indicate a contrast with what
has come before (meaning “but”): in contrast, on the contrary, conversely, …
c) follow a logical argument (meaning “therefore”): thus, hence,
accordingly, as a result, … d) prove your point: evidently, obviously,
indeed, to conclude, …
Подводя
итог, следует отметить, что лексический подход в комбинации с другими методами
и приемами обучения иностранному языку существенно обогащает лексический запас
студентов, облегчает запоминание грамматических конструкций, а также помогает
лучше ориентироваться в англоязычной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголепова,
С. В. Использование лексического подхода в университетском курсе
английского языка / С. В. Боголепова // Коммуникация в современном
поликультурном мире: прагматика лингвистического знака. – 2015. – № 3. –
С. 287–298.
2. Clare, Antonio. Speakout Advanced : Students’
Book / Antonio Clare. – Second edition.
– Pearson : Pearson Education Limited, 2016. – 175 p.
3. Grisewood, Emma. Timesaver Reading Lessons
(intermediate – advanced) / Emma Grisewood – An inprint of scholastic inc., 2008. – 79 p.
Комментариев нет:
Отправить комментарий