Тупицына Н. А.
Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Хабибулина Э. А.
(г. Сургут, РФ)
РОЛЬ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ РАЗВИТИИ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Успешность обучения иноязычному общению во многом зависит от
того, в какой мере содержание и методы обучения соответствуют особенностям
естественного общения. В
методологии существует несколько подходов к развитию коммуникативных навыков
обучающихся, и создание учебно-речевых ситуаций является одним из самых
эффективных и практичных методических приемов на нынешний день.
Говорение
в первую очередь побуждается коммуникативно-познавательным мотивом, который
носит личностный характер. Несмотря на то, что мотив говорения есть внутреннее,
непосредственно не управляемое явление, его появление учитель может
регулировать, подобрав наиболее эффективные приемы, средства, методы обучения.
Решение этой задачи возможно посредством учебно-речевых ситуаций, которые
стимулируют возникновение и развитие коммуникативно-познавательной потребности
учащихся в высказывании на иностранном языке [5, с. 26]. В методологии эти
ситуации называются упражнениями открытого типа, поскольку они исключают единственно
правильный ответ или решение, являются творческими и направлены на содержание
высказывания, тем самым обеспечивая максимальную речевую активность обучаемых
[6, с. 320].
Классификация
учебно-речевых ситуаций, составленная Е. И. Пассовым и
А. М. Стояновским, различает типы ситуаций, основанные на типе
отношений между коммуникантами. По их мнению, именно отношения являются
основной составляющей любой ситуации и могут быть определены четырьмя основными
факторами: социальным статусом человека, его ролью в качестве субъекта общения,
выполняемой деятельностью и моральными критериями [4].
Для создания учебно-речевых ситуаций необходимо
отобрать и организовать материал так, чтобы он соответствовал и структурной, и
содержательной стороне. Учебная ситуация дает возможность при
ознакомлении с новым материалом наглядно показать где, когда, и для решения
каких коммуникативных задач общения можно использовать предъявляемый материал,
чтобы вызвать у школьников осознание того, что еще они смогут понять и сказать на
изучаемом языке. Только отработка материала в новых ситуациях позволит
обеспечить запечатление в памяти ученика его функции, значения и формы, а также
сформировать гибкость навыка [3, с. 30].
Для того чтобы установить продуктивность использования
учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка, мы проанализировали
учебно-методический комплекс «Английский в фокусе (Spotlight)»
для 10 и 11 классов (авторы О. В. Афанасьева, Д. Дули,
И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс) [1; 2]. Данный комплекс
отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения
иностранным языком (Common European Framework
of Reference).
Следует отметить, что учебник предлагает разнообразные
способы организации речевых ситуаций, такие как ролевая игра, интервьюирование
одноклассников, создание и представление диалогической и монологической речи. Вот некоторые из таких заданий:
●
Ролевая игра –You are discussing with your brother/sister what to
buy your mother for International Women's Day. Discuss with him/her what gift
you would like to buy and decide on one thing that you both agree on. Choose
from the following: jewellery; scarf and gloves; flowers; tickets for the
theatre. You begin the conversation and have to decide on which option (only
one) to choose. Your partner will play the part of your brother or sister.
Remember to: discuss all the options; take an active part in the conversation
and be polite; come up with ideas; give good reasons; come to an agreement;
●
Дискуссия по предложенному проблемному тексту – Find the
statements that are made in the text about friendship. Do you agree? Discuss in
groups;
●
Выражение
собственного отношения к проблеме, изложенной в
тексте, в виде монолога – Would you consider getting involved with ChildLine? Think of two reasons you would join
it. In three minutes speak a few sentences on the topic;
●
Создание диалога – You and your friend want to do something special to
relax and celebrate the end of your exams. Discuss the following options and
choose the one you both like most of all: a day at the beach, a trip to a theme
park, a party for all your friends, a DVD evening with a few close friends.
Изучая
данный курс обучающиеся активно употребляют в речи фразовые клише, принимают
участие в различного рода диалогах, планируют свою монологическую речь в виде
сообщения по заданной проблеме, участвуют в дискуссиях. Школьники учатся реагировать и выражать свое отношение к услышанной
проблеме, формируя и развивая одно из важнейших и необходимейших умений –
коммуникации на иностранном языке, чему способствует практическое использование
учебно-речевых ситуаций на уроках
английского языка.
Таким образом, для реализации практических целей обучения иностранным языкам, которые заключаются в формировании и развитии навыков разговорной речи на иностранном языке, необходимо создать условия для активного речевого взаимодействия учеников друг с другом и активация их словесного мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева,
О. В. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева и др. – М. :
Express Publishing, Просвещение,
2018. – 248 с.
2. Афанасьева,
О. В. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /
О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева и др. – М. : Express
Publishing, Просвещение, 2018. – 244 с.
3.
Горлова, Н. А. Методика обучения иностранному языку /
Н. А. Горлова. – М : Академия. –
2013.– 336 с.
4.
Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. – М. : Просвещение. –
1991. – 256 с.
5. Скалкин,
В. Л. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи /
В. Л. Скалкин, Г. А. Рубинштейн // Иностранные языки в
школе. – 2012. – №4. – М. : Методическая мозаика.– С. 25–33.
6. Соболева,
А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому
иноязычному общению / А. В. Соболева // Молодой ученый. – 2009. –
№11. – С. 320–323.
Комментариев нет:
Отправить комментарий