Бахтоярова Л. И., Землякова С. Н., Зайцева С. Н.

 

Бахтоярова Л. И., Землякова С. Н., Зайцева С. Н.

(г. Луганск, ЛНР) 

МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ 

В настоящее время изучение иностранного языка становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Основная коммуникативная задача состоит в овладении иностранными студентами умением общаться на русском языке. Речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности студентов осуществлять как непосредственное общение (говорение, аудирование), так и опосредованное общение (чтение, письмо).

Русский язык открывает иностранным студентам доступ к огромному духовному богатству народа, повышает уровень их гуманитарного образования. Поэтому языку отводится существенная роль в плане формирования личности, культуры человека.

Между успехами студентов и их отношением к изучению русского языка имеется прямая зависимость. Чем лучше они успевают, тем выше у них интерес к дисциплине и наоборот. Иначе говоря, успешное обучение, обеспечивающее хорошее усвоение материала, формирует у иностранных студентов активное, положительное отношение к изучаемому языку.

Принято выделять несколько ступеней включённости студентов в процесс обучения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к обучению, которое достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается по таким признакам, как успеваемость и посещаемость занятий, добросовестность выполнения домашних заданий и т.д. Во-вторых, каждая ступень включённости обучения характеризуется разными мотивами и целями получения знаний. В-третьих, каждой из ступеней включённости в процесс обучения соответствует определенное умение получать знания. Преподавателю высшей школы необходимо определить уровень умения обучаться, чтобы понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д. Разные типы отношения обучаемого к приобретению знаний связаны с характером мотивации и состоянием учебной деятельности. Таких типов отношения к процессу обучения несколько: отрицательное, безразличное, положительное.

Расценивая мотивацию как обучающий фактор процесса овладения русским языком, нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира студента, она определяется его побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у обучаемых возникает личная заинтересованность в работе [1, с. 215].

К мотивирующим факторам относятся такие побудители интереса, как игра, соревнование, похвала, а также умеренное порицание. К ним также относятся: стремление использовать жизненный опыт; привязывание языкового материала к ближайшему окружению обучающегося, сфере его интересов и деятельности для развития всех способностей; побуждение к активной деятельности ради удовлетворения потребности в новом материале и новых средствах языкового выражения.

Повышение мотивации осуществляется благодаря использованию на занятиях ролевых игр, аудио- и видеоматериалов, созданию проблемных ситуаций. Необходимо максимально вовлекать студентов в самостоятельную работу в аудиторное и внеаудиторное время и при этом осуществлять контроль знаний, умений и навыков. Всего этого можно добиться только при создании на занятиях благоприятного психологического климата и доброжелательного отношения к студентам [2, с. 136].

Усилия преподавателя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации обучения, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение иностранных студентов к русскому языку. Если студента побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к изучению русского языка и обеспечены условия для достижения определённых успехов.

Процесс обучения, построенный на коммуникативной основе, строится таким образом, что контекст деятельности иностранных студентов, их мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства учитываются при организации общения на занятии, при изучении тем делается акцент на обсуждение проблем из жизни общества. Студенты получают возможность обсуждать текущие события из жизни группы, университета, города, учатся высказывать своё отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Создание на занятиях благоприятного психологического климата – непременное условие коммуникативного общения. Атмосфера доброжелательности, уважения к личности студента помогает им освободиться от психологических барьеров: скованности, застенчивости, неуверенности. Коммуникативное обучение способствует формированию группы как коллектива, помогает формированию личности в коллективе и через коллектив.

Таким образом, основным мотивирующим фактором является коммуникативное обучение, которое предполагает организацию процесса обучения как модели процесса общения. На занятиях студенты обучаются технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой ведения диалога, обучаются быть речевыми партнёрами.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2014. – 509 с.

2. Опал, И. О. К вопросу о мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков / И. О. Опал // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. – 2014. – № 1. – С. 131–140.

Комментариев нет:

Отправить комментарий