Жеребцова Н. М.
Научный
руководитель: канд. филос. наук, доц. Григорьева Н. В.
(г. Липецк, РФ)
АНАЛИЗ ПРЕПОДАВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Современный мир
вносит в свое развитие различные инновационные явления и процессы. Особенно это
касается социальных институтов общества, которые под воздействием такого
процесса как глобализация, то есть общемирового процесса по экономической
религиозной, политической, культурной унификации и интеграции, максимальным образом
развиваются и трансформируются. Так и в институте образования. Именно на нем
хотелось бы подробнее остановиться и уделить внимание, в рамках высшего
образования, преподаванию английского языка, а также подходам и методикам его
изучения.
В мире существует
большое количество различных методик по изучению иностранного языка уже многие
десятки лет. Однако непосредственно в нашей стране инновационный переворот в
методах преподавания английского языка датируется двадцатым веком. С тех пор
изменились и цели, и подходы обучения.
Так как
иностранный язык в мире изучают практически все, что опять же таки связано с
единым общемировыми стандартами, пришедшими к нам из глобализации, то
пропорционально количеству людей возросло и количество методик. Следует
заметить, что какой-либо одной, идеальной методики, подходящей всем, нет, и что
каждая из них наделена как положительными, так и отрицательными сторонами.
Например, сейчас очень активно критикуются принципы работы старой школы,
несмотря на то, что она существовала многие годы и взрастила немалое количество
людей. Критика в данном случае вполне обоснована и связана с временем, ведь для
качественного изучения языка следовало сидеть над книгами, занимаясь переводом,
чтением текстов, заучиванию слов и пересказам по многу часов.
Однако,
классическая, или еще по-другому, фундаментальная методика, упомянутая выше,
направлена на понимание особенностей, тонкостей языка. Ее главной задачей
является формирование грамматической базы, посредством выполнения трудоемких
заданий и работ с текстом.
Помимо
классической методики выделяют еще и лингвосоциокультурную, сторонники которой
считают, что английский язык не должен быть лишь набором лексико-грамматических
правил. Они относят изучение языка к коммуникативным средствам, которые дают
возможность человеку не только разговаривать, но и самовыражать себя в разных
сферах общественной жизни при помощи полученных и освоенных знаний и умений. То
есть по этой методике английский язык представляет собой своеобразное зеркало,
в отражении которого показаны уклад жизни, культура, традиции, обычаи, а также
история языка [1, с. 76].
Но мир не стоит на
месте. С недавнего времени в топе самых популярных методик стоит методика,
носящая названия коммуникативной. Она очень распространена в Западных странах,
Америке, Европе. А зарекомендовав себя с положительной стороны в России, она
заняла место в учебной программе многих российских вузов. Эта методика основа
на взаимодействии двух методов преподавания языков: современном и традиционном.
Очень важное значение уделено именно общению в данной методике, а основной
целью, соответственно, является преодоление языкового барьера через общение.
Главным является избавление человека на психологическом уровне от страха перед
чужим языком, от страха быть высмеянным, если, он что-то неправильно скажет, а
также от зажатости и скованности в речи и мыслей на английском языке. Для этого
развивается устная, письменная речь, проводятся аудирования. Основой освоения
английского языка является грамматика, которая в данной методике изучается в
процессе говорения и общения на иностранном языке. Так, студенты высших учебных
заведений, обучаясь по данной методике, сначала учили языковые формулы,
различные словосочетания и выражения, а затем разбирали грамматические
конструкции. Процесс обучения по данной методике задействует игровые ситуации,
использует в качестве инструментария групповые работы, задания на сопоставления
и прочее. Это помогает активно работать память, логику, и, как следствие,
развивать аналитическое и образное мышление, что в конечном итоге дает свободу
выражения мысли и отсутствие скованности при коммуницировании на иностранном
языке.
Кроме того,
развитие информационных технологий помогает делать изучение английского языка
более доступным, располагая всевозможными интерактивными ресурсами в виде
компьютеров, интернета, специальных интернет-приложений. Применяя это на
практике студенту гораздо проще влиться в учебный процесс, ведь он будет
проходить на одном уровне с его привычной деятельностью, создавая атмосферу комфортности,
и при этом, формируя навыки изучения языка.
Таким образом, на основе сего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что преподавание английского языка в современной системе высшего образования в большей степени уделяет внимание коммуникативной составляющей, коммуникационной методике, которая поможет студентам справиться с преодолением языкового барьера и научиться не только грамотно и красиво писать, но и говорить, что, возможно, скажется на их дальнейшем карьерном пути и жизни в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайцель,
М. П. Методики преподавания английского языка / М. П. Вайцель //
Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2011. – №2 (8). – С. 75–77.
Комментариев нет:
Отправить комментарий