Жеребцова Н. М.

 

Жеребцова Н. М.

Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. Григорьева НВ.

(г. Липецк, РФ) 

АНАЛИЗ ПРЕПОДАВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Современный мир вносит в свое развитие различные инновационные явления и процессы. Особенно это касается социальных институтов общества, которые под воздействием такого процесса как глобализация, то есть общемирового процесса по экономической религиозной, политической, культурной унификации и интеграции, максимальным образом развиваются и трансформируются. Так и в институте образования. Именно на нем хотелось бы подробнее остановиться и уделить внимание, в рамках высшего образования, преподаванию английского языка, а также подходам и методикам его изучения.

В мире существует большое количество различных методик по изучению иностранного языка уже многие десятки лет. Однако непосредственно в нашей стране инновационный переворот в методах преподавания английского языка датируется двадцатым веком. С тех пор изменились и цели, и подходы обучения.

Так как иностранный язык в мире изучают практически все, что опять же таки связано с единым общемировыми стандартами, пришедшими к нам из глобализации, то пропорционально количеству людей возросло и количество методик. Следует заметить, что какой-либо одной, идеальной методики, подходящей всем, нет, и что каждая из них наделена как положительными, так и отрицательными сторонами. Например, сейчас очень активно критикуются принципы работы старой школы, несмотря на то, что она существовала многие годы и взрастила немалое количество людей. Критика в данном случае вполне обоснована и связана с временем, ведь для качественного изучения языка следовало сидеть над книгами, занимаясь переводом, чтением текстов, заучиванию слов и пересказам по многу часов.

Однако, классическая, или еще по-другому, фундаментальная методика, упомянутая выше, направлена на понимание особенностей, тонкостей языка. Ее главной задачей является формирование грамматической базы, посредством выполнения трудоемких заданий и работ с текстом.

Помимо классической методики выделяют еще и лингвосоциокультурную, сторонники которой считают, что английский язык не должен быть лишь набором лексико-грамматических правил. Они относят изучение языка к коммуникативным средствам, которые дают возможность человеку не только разговаривать, но и самовыражать себя в разных сферах общественной жизни при помощи полученных и освоенных знаний и умений. То есть по этой методике английский язык представляет собой своеобразное зеркало, в отражении которого показаны уклад жизни, культура, традиции, обычаи, а также история языка [1, с. 76].

Но мир не стоит на месте. С недавнего времени в топе самых популярных методик стоит методика, носящая названия коммуникативной. Она очень распространена в Западных странах, Америке, Европе. А зарекомендовав себя с положительной стороны в России, она заняла место в учебной программе многих российских вузов. Эта методика основа на взаимодействии двух методов преподавания языков: современном и традиционном. Очень важное значение уделено именно общению в данной методике, а основной целью, соответственно, является преодоление языкового барьера через общение. Главным является избавление человека на психологическом уровне от страха перед чужим языком, от страха быть высмеянным, если, он что-то неправильно скажет, а также от зажатости и скованности в речи и мыслей на английском языке. Для этого развивается устная, письменная речь, проводятся аудирования. Основой освоения английского языка является грамматика, которая в данной методике изучается в процессе говорения и общения на иностранном языке. Так, студенты высших учебных заведений, обучаясь по данной методике, сначала учили языковые формулы, различные словосочетания и выражения, а затем разбирали грамматические конструкции. Процесс обучения по данной методике задействует игровые ситуации, использует в качестве инструментария групповые работы, задания на сопоставления и прочее. Это помогает активно работать память, логику, и, как следствие, развивать аналитическое и образное мышление, что в конечном итоге дает свободу выражения мысли и отсутствие скованности при коммуницировании на иностранном языке.

Кроме того, развитие информационных технологий помогает делать изучение английского языка более доступным, располагая всевозможными интерактивными ресурсами в виде компьютеров, интернета, специальных интернет-приложений. Применяя это на практике студенту гораздо проще влиться в учебный процесс, ведь он будет проходить на одном уровне с его привычной деятельностью, создавая атмосферу комфортности, и при этом, формируя навыки изучения языка.

Таким образом, на основе сего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что преподавание английского языка в современной системе высшего образования в большей степени уделяет внимание коммуникативной составляющей, коммуникационной методике, которая поможет студентам справиться с преодолением языкового барьера и научиться не только грамотно и красиво писать, но и говорить, что, возможно, скажется на их дальнейшем карьерном пути и жизни в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайцель, М. П. Методики преподавания английского языка / М. П. Вайцель // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2011. – №2 (8). – С. 75–77.

Комментариев нет:

Отправить комментарий