Шеховцова Е. О.
Научный
руководитель: преп. Соловцова Е. В.
(г.
Горловка, ДНР)
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В МУЗЫКЕ
Латинский язык в музыке – это литургические
(богослужебные) тексты: гимны, песнопения, молитвы и латинская песня.
Литургическая драма и латинская песня –
совершенно различные художественные жанры, развивающиеся одновременно с IX века. В каждом из указанных жанров старое сплетается
с новым: в литургической драме – духовное содержание, духовное назначение и
новые театральные приемы; в латинской песне – мертвый, «ученый» язык и новая
мелодия, новая светская тематика. Первые музыкальные памятники литургической
драмы относятся к XI–XII вв., но происхождение может быть более старинным.
Литургическая драма зарождается постепенно
в недрах самого богослужения. С тех пор как некоторые части его приобретают из
символического повествования драматический характер, можно говорить о
своеобразной театрализации. Так, в исполнение обрядов вводилась пантомима. В
текст вставлялись диалогизированные тропы. Из рождественских и пасхальных служб
медленно развились рождественские и пасхальные «драмы» как следствие драматизации
отдельных обрядов. Выход литургической драмы за пределы церкви обусловил
развитие и изменение ее музыкального оформления. Сначала оно просто сливалось с
богослужебной музыкой (тропы, антифон). Но уже к X в. относится дошедший до нас самостоятельный мелодический отрывок (жалоба
Рахили и ответы ангела).
Когда литургическая драма, выйдя из
церкви, превращается в мистерию, она уже тяготеет к местному языку, включает
народно-комические, бытовые сценки, большие вокальные соло и даже танцы. Это
происходит уже в эпоху новых светских – песенных и танцевальных жанров.
Латинская песня, развивавшаяся параллельно
литургической драме, могла сразу ощущать на себе непосредственное воздействие
народного искусства. Возможно, что многие мелодии латинских песен заимствованы
из народных напевов. Среди латинских песен IX–XI вв. есть произведения разного типа. Здесь
и «Ода к Филис», и «Стих о битве при Фонтенэ» (IX в.), и песня на смерть Карла Великого (IX в.), и «Застольная песня» (X в.), «Песня крестоносцев» (XI-XII вв.). Некоторые из песен – более
эпического склада. Мелодия «Застольной песни» подчеркнуто мажорна, вопреки
средневековой теории ладов. В большинстве своем латинские песни IX–XI вв. остались безымянными. Только в отдельных случаях известны имена
авторов. Это Франк Англебер, сочинивший «Стих о битве при Фонтенэ», саксонец
Годешальк. Возможно, что они сочиняли только тексты, подбирая к ним народные
мелодии.
Таким образом, латинский язык в музыке объединяет гимны, молитвы и песни. С возникновением светской лирики на местных языках, латинская песня утратила свое жизненное значение. На латинском языке сочинены лишь так называемые Dictamen – поучения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Культурология
: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Под ред. проф. Г. В. Драча. – Режим
доступа : http://yanko.lib.ru/books/cultur/drach-2003%3Dculturology.pdf
(дата обращения: 28.10.20202).
2.
Подосинов,
А. В. Введение в латинский язык и античную культуру / А. В Подосинов, Н. И. Щавелева. – М. : Флинта :
Наука, 2011. – 192 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий