Терещенко Ю. А.

Терещенко Ю. А.
 (г. Тара, РФ)
 

Коммуникативно-ситуативная методика обучения грамматическим навыкам на занятиях по иностранному языку

Процесс преподавания иностранного языка в учреждениях начального, среднего и профессионального образования имеет существенные отличия в выборе средств и методик. В первую очередь, это связано с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, структурой учебных занятий и запланированными результатами обучения. Тем не менее, единой для всех ступеней и уровней образования остается главная цель обучения иностранным языкам – развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося, существенное место в которой занимают грамматические навыки. Грамматический навык представляет собой «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» [1, c. 53]. Формирование и развитие грамматических навыков англоязычной речи осложняется для не носителей языка расхождением в родном и изучаемом языке видо-временных форм глагола, грамматического рода, падежных окончаний и т.д. В связи с этим чрезвычайно важно не сводить процесс освоения и развития грамматических навыков в действие по образцу, имеющее исключительно репродуктивный характер, а продуцировать грамматический языковой материал во всех видах речевой деятельности. Поставленную задачу можно с успехом решить, применяя на занятиях коммуникативно-ситуативную методику обучения грамматическим навыкам. Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации. В то же время, как любая модель процесс обучения в каких-то аспектах упрощен по сравнению с реальным процессом коммуникации, но по основным параметрам он ему адекватен, подобен [4, с. 120]. Таким образом, на занятиях создается ситуация, приближенная к реальному иноязычному общению, в которой обучающийся может продемонстрировать владение соответствующим грамматическим навыком. Самым важным моментом является тот факт, что в разных коммуникативных ситуациях может быть востребован один и тот же грамматический навык. Для формирования и развития грамматических навыков разработан целый комплекс коммуниктиавно-ситуативных методик, паспорт одной из которых опишем далее.

Наименование методики: «Hit the road». Цель: развитие грамматических навыков английского языка: умение определять структуру предложений во временах группы Perfect, устанавливать взаимосвязь между элементами предложения и правильно соблюдать порядок слов во всех коммуникативных типах предложений. Контингент: студенты средних и высших учебных заведений. Длительность: 30-35 минут. Инструментарий: карточки с наименованием обязательных дел, магниты для крепления карточек на доску. Размещение участников. Обучающиеся размещаются за столом друг напротив друга. Инструкция. Обучающиеся делятся на две равные группы и занимают места за столом друг напротив друга. Группа участников вдоль одной стороны стола получают название «Parents», другая – «Children». Перед тем, как приступить к игре можно позволить участникам самим выбрать себе роли. Учащимся предлагается представить ситуацию, что семья «присаживается на дорожку», чтобы обговорить, все ли выполнено перед отъездом. На столе в хаотичном порядке располагаются карты с наименованием таких дел. Примерный список может выглядеть следующим образом: to water plants, to book a hotel room, to take the phone cord, to buy the tickets, to call a taxi, to take the trash out, to feed pets, etc. Основная задача участников – распределить карточки в две стопки: «Дела, которые должны были сделать родители» и «Дела, которые должны были сделать дети». Каждый участник берет карточку, читает её вслух и прикрепляет на доску в одну из колонок (Childrens duties или Parentsduties), комментируя свой выбор. Нередко в этот момент возникает дискуссия, так как участники противоположной команды против причисления определенного дела к их обязанностям. В связи с этим важно подобрать такие аргументы, с которыми были бы согласны остальные. После того, как все карточки будут распределены в две подгруппы, наступает основной момент развития грамматических навыков – обсуждение ситуации с применением группы времен Perfect Tenses. Любой из «родителей» выходит к доске, берет карточку и, называя имя «ребенка», задает вопрос: «Have you taken your phone cord yet?». Ответ оппонента может быть как положительным, так и отрицательным: «Yes, I have already», «No, I havent yet». При отрицательном ответе необходимо развить ситуацию с использованием Future Perfect: «I will have taken it by the time we'll go out», или Past Perfect: «Why hadn’t you taken your phone cord before you packed the bag?». Важным представляется момент фиксации, объяснения и коррекции ошибок, допускаемых участниками, формирования грамматически верного речевого паттерна.

В итоге следует отметить, что представленная коммуникативная ситуация легко трансформируется в другие реалии: обсуждение свадебного торжества, покупка дома, переезд в другой город и т.д. Основная задача учителя быть фасилитатором дискуссии, не пытаясь вместо участников формулировать вопросы и ответы. 

Литература

1.  Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР. – 2009. – 448 с.

2.  Овчаренко, С. В. Коммуникативный подход в обучении грамматическим навыкам на уроках английского языка в средней школе / С. В. Овчаренко, В. С. Гринчук // Наука и образование: Сохраняя прошлое, создаем будущее : сборник статей XV Международной научно-практической конференции в 3 ч. –Ч. 2. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С. 119–123.


Комментариев нет:

Отправить комментарий