Коммуникативно-ситуативная методика обучения грамматическим навыкам на занятиях по иностранному языку
Процесс преподавания иностранного языка в
учреждениях начального, среднего и профессионального образования имеет
существенные отличия в выборе средств и методик. В первую очередь, это связано
с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, структурой учебных
занятий и запланированными результатами обучения. Тем не менее, единой для всех
ступеней и уровней образования остается главная цель обучения иностранным
языкам – развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося,
существенное место в которой занимают грамматические навыки. Грамматический навык представляет собой «автоматизированный
компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий
правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» [1, c. 53].
Формирование и развитие грамматических навыков англоязычной речи осложняется
для не носителей языка расхождением в родном и изучаемом языке видо-временных
форм глагола, грамматического рода, падежных окончаний и т.д. В связи с этим
чрезвычайно важно не сводить процесс освоения и развития грамматических навыков
в действие по образцу, имеющее исключительно репродуктивный характер, а
продуцировать грамматический языковой материал во всех видах речевой
деятельности. Поставленную задачу можно с успехом решить, применяя на занятиях
коммуникативно-ситуативную методику обучения грамматическим навыкам.
Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью
процесса коммуникации. В то же время, как любая модель процесс обучения в
каких-то аспектах упрощен по сравнению с реальным процессом коммуникации, но по
основным параметрам он ему адекватен, подобен [4, с. 120]. Таким образом, на занятиях
создается ситуация, приближенная к реальному иноязычному общению, в которой
обучающийся может продемонстрировать владение соответствующим грамматическим
навыком. Самым важным моментом является тот факт, что в разных коммуникативных
ситуациях может быть востребован один и тот же грамматический навык. Для
формирования и развития грамматических навыков разработан целый комплекс
коммуниктиавно-ситуативных методик, паспорт одной из которых опишем далее.
Наименование методики: «Hit the road». Цель: развитие грамматических навыков английского языка: умение
определять структуру предложений во временах группы Perfect, устанавливать
взаимосвязь между элементами предложения и правильно соблюдать порядок слов во
всех коммуникативных типах предложений. Контингент:
студенты средних и высших учебных заведений. Длительность: 30-35 минут. Инструментарий:
карточки с наименованием обязательных дел, магниты для крепления карточек на
доску. Размещение участников.
Обучающиеся размещаются за столом друг напротив друга. Инструкция. Обучающиеся делятся на две равные группы и занимают
места за столом друг напротив друга. Группа участников вдоль одной стороны
стола получают название «Parents»,
другая – «Children». Перед тем, как приступить к игре можно позволить
участникам самим выбрать себе роли. Учащимся предлагается представить ситуацию,
что семья «присаживается на дорожку», чтобы обговорить, все ли выполнено перед
отъездом. На столе в хаотичном порядке располагаются карты с наименованием
таких дел. Примерный список может выглядеть следующим образом: to water
plants, to book a hotel room, to take the phone cord, to buy the tickets, to
call a taxi, to take the trash out, to feed pets, etc. Основная задача участников – распределить карточки в две
стопки: «Дела, которые должны были сделать родители» и «Дела, которые должны
были сделать дети». Каждый участник берет карточку, читает её вслух и
прикрепляет на доску в одну из колонок (Children’s duties
или Parents’ duties),
комментируя свой выбор. Нередко в этот момент возникает дискуссия, так как
участники противоположной команды против причисления определенного дела к их
обязанностям. В связи с этим важно подобрать такие аргументы, с которыми были
бы согласны остальные. После того, как все карточки будут распределены в две
подгруппы, наступает основной момент развития грамматических навыков –
обсуждение ситуации с применением группы времен Perfect Tenses. Любой из «родителей» выходит к
доске, берет карточку и, называя имя «ребенка», задает вопрос: «Have you taken your phone cord yet?». Ответ оппонента может быть как
положительным, так и отрицательным: «Yes, I have already», «No,
I haven’t yet».
При отрицательном ответе необходимо развить ситуацию с использованием Future
Perfect: «I will have taken it by the time we'll go out», или Past Perfect: «Why hadn’t you taken your phone cord
before you packed the bag?». Важным
представляется момент фиксации, объяснения и коррекции ошибок, допускаемых
участниками, формирования грамматически верного речевого паттерна.
В итоге следует отметить, что представленная коммуникативная
ситуация легко трансформируется в другие реалии: обсуждение свадебного
торжества, покупка дома, переезд в другой город и т.д. Основная задача учителя
быть фасилитатором дискуссии, не пытаясь вместо участников формулировать вопросы
и ответы.
Литература
1.
Азимов,
Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика
обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР. –
2009. – 448 с.
2.
Овчаренко,
С. В. Коммуникативный подход в обучении грамматическим навыкам на уроках
английского языка в средней школе / С. В. Овчаренко,
В. С. Гринчук // Наука и образование: Сохраняя прошлое, создаем
будущее : сборник статей XV Международной научно-практической конференции
в 3 ч. –Ч. 2. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С. 119–123.
Комментариев нет:
Отправить комментарий