Позднякова Ю. А.

 

Позднякова Ю. А.
Научный руководитель: ассист. Долгова А. А.
(г. Тара, РФ) 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Национальный корпус русского языка активно используется в преподавании. Мы рассматриваем возможности использования Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в обучении немецкому языку. На основе применения таких методов корпусной лингвистики, как автоматизированное извлечение информации, обучение на основе данных корпуса, методы обработки естественного языка и анализ параллельных текстов мы сформулировали методические рекомендации для учителя немецкого языка.

На наш взгляд, для обеспечения положительных результатов внедрения методов корпусной лингвистики в учебно-воспитательный процесс необходимо придерживаться следующих этапов в работе.

1. Изучение учителем сайта НКРЯ и инструкции по работе с корпусом. Для того чтобы использовать методы корпусной лингвистики как в исследовательской работе, так в обучении языку, учитель должен сам научиться работать с корпусом. Разработчики НКРЯ заинтересованы в том, чтобы корпус активно использовался не только лингвистами, преподавателями языка, но и школьниками, студентами, иностранцами, изучающими язык. Работа с НКРЯ, в отличие от многих других корпусов, не требует регистрации на сайте. Итак, для начала работы учитель должен зайти на сайт корпуса (http://ruscorpora.ru) и изучить представленную на главной странице сайта инструкцию в формате PDF «Как пользоваться корпусом».

2. Использование корпуса как инструмента для разработки дидактических материалов к уроку. Одной из важнейших проблем, отмечаемых в процессе преподавания иностранных языков, является нехватка адекватных педагогических текстовых материалов и актуальных вокабуляров, в то время как ежедневная нагрузка преподавателей по текущей подготовке новых мотивирующих материалов для занятий продолжает оставаться стабильно высокой [1].

На материале корпуса можно составлять различного рода задания, это займет намного меньше времени, чем составление этих заданий с использованием различных учебников и книг. Возможность поиска по грамматическим критериям позволяет автоматически получить примеры, из которых уже вручную можно выбрать наиболее подходящие для наших целей. Использование корпуса для составления заданий имеет еще одно преимущество. Скорость, с которой подбирается необходимый материал, позволяет составлять задания по мере необходимости, в соответствии с возможной проблемой или идеей [2].

Следующий этап – ознакомление учащихся с корпусом: использование корпуса на отдельном этапе урока в рамках проблемного обучения.

Учащийся, использующий корпус, каждый раз не просто находит информацию, но и принимает самостоятельное  и ответственное решение, как ее трактовать и классифицировать.  В этом смысле корпус является не только источником примеров для подражания, но и инструментом построения выборок языковых данных для исследования. В конкордансах учащиеся обнаруживают новые, неизвестные и интересные им слова и структуры, которые увлекают их дальше в корпус. Изучающий язык становится исследователем, первооткрывателем, которому приходится решать бесконечное множество задач.

После того, как учащиеся уже имеют представление о том, что такое корпус и как в нем работать, можно переходить на следующий этап: урок – лабораторное занятие. Корпус служит богатейшим источником для осуществления проектной деятельности учащихся по языку. В связи с тем, что лингвистический корпус представляет собой собрание различных текстов и программа конкорданс позволяет выявлять местоположение конкретных слов и выражений в текстовых массивах, наиболее широкое распространение в методических целях лингвистический корпус может получить при формировании лексико-грамматических навыков обучающихся.

Формирование лексико-грамматических навыков на основе использования лингвистического корпуса возможно исключительно в рамках проблемного подхода. В отличие от широко распространенного репродуктивного подхода, дидактическая сущность которого заключается в пассивном получении обучающимися информации, проблемный подход позволяет активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Добрушина, Н. Р. Что такое национальный корпус русского языка / Н. Р. Добрушина // Первое сентября. – 2006. – №7. – С. 35–39.

2.                Нагель, О. В. Корпусная лингвистика и ее использование в компьютеризированном языковом обучении / О. В. Нагель // Язык и культура. – 2008. – №4. – С. 53–59.

Комментариев нет:

Отправить комментарий