Позднякова Ю. А.Научный руководитель: ассист. Долгова А. А.(г. Тара, РФ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Национальный корпус русского языка
активно используется в преподавании. Мы рассматриваем возможности использования
Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в обучении немецкому языку. На
основе применения таких методов корпусной лингвистики, как автоматизированное
извлечение информации, обучение на основе данных корпуса, методы обработки
естественного языка и анализ параллельных текстов мы сформулировали
методические рекомендации для учителя немецкого языка.
На наш взгляд, для обеспечения
положительных результатов внедрения методов корпусной лингвистики в
учебно-воспитательный процесс необходимо придерживаться следующих этапов в
работе.
1. Изучение
учителем сайта НКРЯ и инструкции по работе с корпусом. Для того чтобы использовать методы корпусной лингвистики
как в исследовательской работе, так в обучении языку, учитель должен сам
научиться работать с корпусом. Разработчики НКРЯ заинтересованы в том, чтобы
корпус активно использовался не только лингвистами, преподавателями языка, но и
школьниками, студентами, иностранцами, изучающими язык. Работа с НКРЯ, в
отличие от многих других корпусов, не требует регистрации на сайте. Итак, для
начала работы учитель должен зайти на сайт корпуса (http://ruscorpora.ru)
и изучить представленную на главной странице сайта инструкцию в формате PDF «Как пользоваться корпусом».
2.
Использование корпуса как инструмента для разработки дидактических материалов к
уроку. Одной из важнейших проблем,
отмечаемых в процессе преподавания иностранных языков, является нехватка
адекватных педагогических текстовых материалов и актуальных вокабуляров, в то
время как ежедневная нагрузка преподавателей по текущей подготовке новых
мотивирующих материалов для занятий продолжает оставаться стабильно высокой
[1].
На материале корпуса можно составлять различного рода
задания, это займет намного меньше времени, чем составление этих заданий с
использованием различных учебников и книг. Возможность поиска по грамматическим
критериям позволяет автоматически получить примеры, из которых уже вручную можно
выбрать наиболее подходящие для наших целей. Использование корпуса для
составления заданий имеет еще одно преимущество. Скорость, с которой
подбирается необходимый материал, позволяет составлять задания по мере
необходимости, в соответствии с возможной проблемой или идеей [2].
Следующий этап – ознакомление
учащихся с корпусом: использование
корпуса на отдельном этапе урока в рамках проблемного обучения.
Учащийся, использующий корпус, каждый раз не просто находит
информацию, но и принимает самостоятельное
и ответственное решение, как ее трактовать и классифицировать. В этом смысле корпус является не только
источником примеров для подражания, но и инструментом построения выборок
языковых данных для исследования. В конкордансах учащиеся обнаруживают новые,
неизвестные и интересные им слова и структуры, которые увлекают их дальше в
корпус. Изучающий язык становится исследователем, первооткрывателем, которому
приходится решать бесконечное множество задач.
После того, как учащиеся уже имеют
представление о том, что такое корпус и как в нем работать, можно переходить на следующий этап: урок – лабораторное занятие. Корпус служит богатейшим источником
для осуществления проектной деятельности учащихся по языку. В связи с тем, что
лингвистический корпус представляет собой собрание различных текстов и
программа конкорданс позволяет выявлять местоположение конкретных слов и
выражений в текстовых массивах, наиболее широкое распространение в методических
целях лингвистический корпус может получить при формировании лексико-грамматических
навыков обучающихся.
Формирование лексико-грамматических навыков на основе использования лингвистического корпуса возможно исключительно в рамках проблемного подхода. В отличие от широко распространенного репродуктивного подхода, дидактическая сущность которого заключается в пассивном получении обучающимися информации, проблемный подход позволяет активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Добрушина, Н. Р. Что такое национальный корпус русского
языка / Н. Р. Добрушина // Первое сентября. – 2006. – №7. – С. 35–39.
2.
Нагель,
О. В. Корпусная лингвистика и ее использование в компьютеризированном
языковом обучении / О. В. Нагель // Язык и культура. – 2008. – №4. – С.
53–59.
Комментариев нет:
Отправить комментарий