ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ
Сфера
профессиональной деятельности будущего лингвиста – это неделимая триада «язык–культура–человек».
Используя язык как средство коммуникации, лингвист призван осуществлять
межкультурную коммуникацию между отдельными людьми на основе не только знания
языка, но и культуры. Важным
аспектом овладения иностранным языком на современном этапе становится
лингвистическая компетентность [1, с. 12–14].
Одной из
составляющих лингвистической компетентности является экзистенциальная
компетенция (персональные свойства личности, его особенности характера,
убеждения, а также умение обучаться), что создает базовые предпосылки для
приобретения языковых навыков и возможность регулировать итоги этого процесса [4,
с. 3−5].
По мнению О. Ю. Савиной,
экзистенциальная компетенция – это совокупность индивидуальных особенностей человека,
его качеств характера, мнений о себе и окружающей его действительности, стремление
к взаимодействию в социуме [5, с. 26].
Анализ
научно-методической литературы показывает, что для успешного формирования
экзистенциальной компетенции внедряют и используют ряд технологий, которые
способствуют усовершенствованию данной компетенции.
Технологии
формирования экзистенциальной компетенции основываются на следующих принципах:
– принцип понимания
учащегося как отдельной индивидуальности, а также его базовых потребностей, что
способствует формированию его интереса к овладению английским языком, таким
образом, оказывая положительное влияние на степень удовлетворенности студента
процессом обучения и своими достижениями в нем;
– принцип
эмоциональной наполненности учащегося в ходе его учебной деятельности, который будет
способствовать повышению его заинтересованности в результатах этой
деятельности;
– принцип влияния
на формирование системы самоконтроля будущего специалиста как условия
организации его волевых качеств [5, с. 22–23].
Существует ряд
технологий, направленных на успешное формирование экзистенциальной компетенции
будущего специалиста, в частности это:
1)
технологии,
направленные на эмоциональное насыщение учащегося в процессе обучения;
2)
технологии,
формирующие интерес к познавательной деятельности на уроках иностранного языка;
3)
технологии,
формирующие мотивацию к овладению английским языком;
4)
технологии, формирующие волю как структуру
произвольного регулирования своей деятельности [2, с. 6−9].
Для студентов-лингвистов
приоритетной становится цель практического использования английского языка в
своей профессиональной деятельности. Такую возможность могут обеспечить
следующие виды деятельности: подготовка учебных проектов, подготовка и сдача
экзаменов разного уровня по английскому языку, организация профессиональной
деятельности в интернете, ознакомление с литературой, музыкой, просмотр фильмов,
общение с носителями английского языка, погружение в языковую среду и так
далее.
Принимая во внимание всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для будущего лингвиста очень важна эмоциональная мотивация в отношении изучаемого материала. Важным фактором в формировании экзистенциальной компетенции будущего лингвиста является осознание им целей и задач обучающего процесса, а также способность правильно оценить свои возможности в их достижении и построить собственную линию продвижения к предполагаемой цели.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Горбова, Н. В. Роль и место культуры в системе профессиональной подготовки
будущего лингвиста-переводчика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru (дата обращения:
02.02.2020).
2.
Диалог культур: концепции развития лингвистики и лингводидактики: монография /
И. К. Кириллова (и др.): под общ. ред. И. К. Кириловой,
Е. В. Бессоновой. М. : НИУМГСУ, 2015. – 216 с.
3.
Куликова, И. В. Экзистенциальная и аналитическая парадигмы философии языка
[Электронный ресурс]. –
Режим
доступа :
http://cheloveknauka.com/ekzistentsialnaya-i-analiticheskaya-paradigmy-filosofii-yazyka (дата обращения:
25.02.2020).
4.
Новакова, О. В. Гуманистические идеи экзистенциализма в развитии
современной педагогической мысли Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dissercat.com (дата обращения:
02.03.2020).
5. Савина, О. Ю. Основы
лингводидактики. Средства контроля уровня развития иноязычной коммуникативной
компетенции: Учеб.-метод. пособие для студентов направления подготовки 45.03.02
«Лингвистика» / О. Ю. Савина. – Тюмень. Изд-во Тюменского государственного
университета, 2016. – 26 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий