Ляшенко Н. А.

 

Ляшенко Н. А.
Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Марфина Ж. В.
(г. Стаханов, ЛНР)
 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ 

Сфера профессиональной деятельности будущего лингвиста – это неделимая триада «язык–культура–человек». Используя язык как средство коммуникации, лингвист призван осуществлять межкультурную коммуникацию между отдельными людьми на основе не только знания языка, но и культуры. Важным аспектом овладения иностранным языком на современном этапе становится лингвистическая компетентность [1, с. 12–14].

Одной из составляющих лингвистической компетентности является экзистенциальная компетенция (персональные свойства личности, его особенности характера, убеждения, а также умение обучаться), что создает базовые предпосылки для приобретения языковых навыков и возможность регулировать итоги этого процесса [4, с. 3−5].

По мнению О. Ю. Савиной, экзистенциальная компетенция – это совокупность индивидуальных особенностей человека, его качеств характера, мнений о себе и окружающей его действительности, стремление к взаимодействию в социуме [5, с. 26].

Анализ научно-методической литературы показывает, что для успешного формирования экзистенциальной компетенции внедряют и используют ряд технологий, которые способствуют усовершенствованию данной компетенции.

Технологии формирования экзистенциальной компетенции основываются на следующих принципах:

– принцип понимания учащегося как отдельной индивидуальности, а также его базовых потребностей, что способствует формированию его интереса к овладению английским языком, таким образом, оказывая положительное влияние на степень удовлетворенности студента процессом обучения и своими достижениями в нем;

– принцип эмоциональной наполненности учащегося в ходе его учебной деятельности, который будет способствовать повышению его заинтересованности в результатах этой деятельности;

– принцип влияния на формирование системы самоконтроля будущего специалиста как условия организации его волевых качеств [5, с. 22–23].

Существует ряд технологий, направленных на успешное формирование экзистенциальной компетенции будущего специалиста, в частности это:

1)                технологии, направленные на эмоциональное насыщение учащегося в процессе обучения;

2)                технологии, формирующие интерес к познавательной деятельности на уроках иностранного языка;

3)                технологии, формирующие мотивацию к овладению английским языком;

4)                 технологии, формирующие волю как структуру произвольного регулирования своей деятельности [2, с. 6−9].

Для студентов-лингвистов приоритетной становится цель практического использования английского языка в своей профессиональной деятельности. Такую возможность могут обеспечить следующие виды деятельности: подготовка учебных проектов, подготовка и сдача экзаменов разного уровня по английскому языку, организация профессиональной деятельности в интернете, ознакомление с литературой, музыкой, просмотр фильмов, общение с носителями английского языка, погружение в языковую среду и так далее.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для будущего лингвиста очень важна эмоциональная мотивация в отношении изучаемого материала. Важным фактором в формировании экзистенциальной компетенции будущего лингвиста является осознание им целей и задач обучающего процесса, а также способность правильно оценить свои возможности в их достижении и построить собственную линию продвижения к предполагаемой цели. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбова, Н. В. Роль и место культуры в системе профессиональной подготовки будущего лингвиста-переводчика [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.02.2020).

2. Диалог культур: концепции развития лингвистики и лингводидактики: монография / И. К. Кириллова (и др.): под общ. ред. И. К. Кириловой, Е. В. Бессоновой. М. : НИУМГСУ, 2015. – 216 с.

3. Куликова, И. В. Экзистенциальная и аналитическая парадигмы философии языка [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://cheloveknauka.com/ekzistentsialnaya-i-analiticheskaya-paradigmy-filosofii-yazyka (дата обращения: 25.02.2020).

4. Новакова, О. В. Гуманистические идеи экзистенциализма в развитии современной педагогической мысли Германии [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.dissercat.com (дата обращения: 02.03.2020).

5. Савина, О. Ю. Основы лингводидактики. Средства контроля уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции: Учеб.-метод. пособие для студентов направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика» / О. Ю. Савина. – Тюмень. Изд-во Тюменского государственного университета, 2016. – 26 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий