Куликова Д. М.

 

Куликова Д. М.
(г. Коломна, РФ)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОТИВНОСТИ В РОМАНЕ LUCY CLARKELASTSEEN

Достоверно известно, что поведение любого человека основано на эмоциях, которые способны оказывать влияние на результат взаимодействия с другими людьми. В качестве материала исследования эмотивности был использован роман Л. Кларк «Пропавший без вести» (2017), поскольку автор смог раскрыть категориюэмотивности, а также эмоциональное состояние главных героев.

В. И. Шаховский в статье «Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики»указывал на то, что эмотивность«связана с чувствами иощущениями человека, а также с оценочностью и субъективностью» [3, с. 53].

Что касается развития экспрессивности и эмотивности, обратимся к классификации советского и российского лингвиста Ю. Д. Апресяна. Он выделяет следующие фазы развития эмоций в языке:

1. Первопричина эмоций – обычно, по его мнению, это «физическое восприятие или ментальное созерцание некоторого положения вещей. Нас злит то, что мы непосредственно воспринимали или воспринимаем» [1, с. 65]. ВизвестномроманеЛюсиКларкоткрытоуказываетнасчастливоевремяпрепровождениеперсонажей:“Butneitherofuscouldknowthatourlightlycastdreamwouldcometrue” [2, с. 15].Однако сразу после этого предложения следует мысль о чем-то негативном, словно Л. Кларк готовит автора к трагедии, к тому, что что-то должно измениться в отношениях подруг:“orwhatitwouldcostusboth”[2, с. 15].

2. Эмоция или состояние души. Данное состояние обусловлено положением вещей, которые человек воспринимал или созерцал.

Можно также выделить следующие синтаксические особенности речи, характерные для состояния эмоциональной напряженности:

1.                синтаксическое упрощение предложений;

2.                увеличение грамматических незавершенных предложений;

3.                отсутствие согласования языковых единиц, увеличение грамматических ошибок.

По сюжету Сара возвращается из Испании и встречается с подругой Айлой, которая потеряла своего сына. В речи героинь не отмечается эмоционального напряжения, поскольку фокус внимания стоит направить не на речь, а на мысли, которые в тексте выделены курсивом. Здесь можно отметить использование Айлой, которая расстроена внезапно разрушившейся своей жизнью и счастьем своей подруги, кратких предложений: Itwouldbeeasy, Idthoughtbackthen. The three of us would be best friends. We could make it work [2, с. 45]. Разгоряченная таким положением дел, она в глубине души винит Сару за все негативное, что произошло в ее жизни: Ormaybeitwasn’tmyfaultatall. MaybeitwasSarah’s [2, с. 45].

В результате проведённого лингвистического анализа романа Л. Кларк «Пропавший без вести» можно прийти к следующим выводам: в современных американских детективных триллерах складывается тенденция поворота к психологии, к средствам выражения эмоций главными героями посредством использования языковых единиц.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Апресян, Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания – 1995. – № 1. – С. 37 –65.

2.  Clarke, L.Lastseen / L. Clarke.– London : HarperCollins– 2017. – 449 p.

3.  Шаховский, В. И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики/ В. И. Шаховский// Проблемы семасиологии и лингвостилистики: Сб. науч. тр. –Вып. 2.– Рязань, 1975. – С. 53–67.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий