ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОТИВНОСТИ В РОМАНЕ LUCY CLARKE “LASTSEEN”
Достоверно известно,
что поведение любого человека основано на эмоциях, которые способны оказывать
влияние на результат взаимодействия с другими людьми. В качестве материала
исследования эмотивности был использован роман Л. Кларк «Пропавший без вести»
(2017), поскольку автор смог раскрыть категориюэмотивности, а также
эмоциональное состояние главных героев.
В. И. Шаховский
в статье «Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как
семантической категории лингвостилистики»указывал на то, что
эмотивность«связана с чувствами иощущениями человека, а также с оценочностью и
субъективностью» [3, с. 53].
Что касается
развития экспрессивности и эмотивности, обратимся к классификации советского и
российского лингвиста Ю. Д. Апресяна. Он выделяет следующие фазы развития
эмоций в языке:
1. Первопричина
эмоций
– обычно, по его мнению, это «физическое восприятие или ментальное созерцание
некоторого положения вещей. Нас злит то, что мы непосредственно воспринимали
или воспринимаем» [1, с. 65]. ВизвестномроманеЛюсиКларкоткрытоуказываетнасчастливоевремяпрепровождениеперсонажей:“Butneitherofuscouldknowthatourlightlycastdreamwouldcometrue” [2,
с. 15].Однако сразу после этого предложения следует мысль о чем-то
негативном, словно Л. Кларк готовит автора к трагедии, к тому, что что-то
должно измениться в отношениях подруг:“orwhatitwouldcostusboth”[2,
с. 15].
2. Эмоция или
состояние души.
Данное состояние обусловлено положением вещей, которые человек воспринимал или
созерцал.
Можно также
выделить следующие синтаксические особенности речи, характерные для состояния
эмоциональной напряженности:
1.
синтаксическое
упрощение предложений;
2.
увеличение
грамматических незавершенных предложений;
3.
отсутствие
согласования языковых единиц, увеличение грамматических ошибок.
По сюжету Сара
возвращается из Испании и встречается с подругой Айлой, которая потеряла своего
сына. В речи героинь не отмечается эмоционального напряжения, поскольку фокус
внимания стоит направить не на речь, а на мысли, которые в тексте выделены
курсивом. Здесь можно отметить использование Айлой, которая расстроена внезапно
разрушившейся своей жизнью и счастьем своей подруги, кратких предложений: Itwouldbeeasy, I’dthoughtbackthen. The three of us would be best friends. We could make
it work [2, с. 45]. Разгоряченная таким положением дел, она в глубине души
винит Сару за все негативное, что произошло в ее жизни: Ormaybeitwasn’tmyfaultatall. MaybeitwasSarah’s [2, с. 45].
В результате проведённого лингвистического анализа романа Л. Кларк «Пропавший без вести» можно прийти к следующим выводам: в современных американских детективных триллерах складывается тенденция поворота к психологии, к средствам выражения эмоций главными героями посредством использования языковых единиц.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Апресян,
Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания /
Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания – 1995. – № 1. – С. 37 –65.
2. Clarke, L.Lastseen / L. Clarke.– London : HarperCollins– 2017. – 449 p.
3.
Шаховский,
В. И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как
семантической категории лингвостилистики/ В. И. Шаховский// Проблемы
семасиологии и лингвостилистики: Сб. науч. тр. –Вып. 2.– Рязань, 1975. –
С. 53–67.
Комментариев нет:
Отправить комментарий