Азимова
У. А.
(г. Ташкент,
Узбекистан)
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ФАСИЛИТАТОРА В
СРЕДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Какова роль преподавателя-фасилитатора и что такое
самостоятельное образование?
Работа преподавателя заключается в передаче знаний и навыков
студентам, поэтому преподаватель может и должен контролировать процессы в
аудитории, которые происходят в соответствии с утвержденной рабочей программой
и календарно-технологической картой, но ему неподвластно то, что происходит в
умах и сердцах обучаемых [1, c. 72–75].
Считалось, что преподаватель знает и умеет все, а
обязанностью студента было имитировать, копировать, заучивать всё то, что знает
и умеет преподаватель. Другими словами, всё в учебном процессе зависело от
преподавателя. Но почему, же не всегда учебный процесс был эффективным?
Многие педагоги и ученые изучали и продолжают изучать процессы познания.
Существует множество различных концепций о том, как учится человек. Но, как
показывают исследования, унифицированного подхода к процессу познания и
обучения не может быть, потому что процесс познания сугубо индивидуален, на
него влияет огромное количество факторов – погодные условия, настроение, личное
отношение к преподавателю и т.д.
Рассмотрим три вида преподавательской деятельности: лектор,
учитель и фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую
коммуникацию). Лектор – преподаватель в общеобразовательном учреждении, который
имеет очень высокий уровень знаний своего предмета. Он постоянно пополняет свои
знания путем профессионального общения, чтения книг, журналов, информацией из
интернет-сайтов. Но методы и техника преподавания не являются для него
приоритетом; насколько он эффективен как
преподаватель, для него не важно. Учитель, как и лектор, обладает большими
знаниями о своем предмете. Он высококвалифицированный специалист, постоянно
пополняющий свои знания различными способами. От лектора его отличает, однако,
заинтересованность в том, как передать эти знания студентам. Он интересуется
новинками педагогической науки и почти не интересуется тем, что студенты думают
о его идеях и как это влияет на их процесс познания и обучения [2, c. 87–95].
Фасилитатор – преподаватель, который имеет знания о своем
предмете и навыки его преподавания. Он
ценит каждого своего студента, он знает его характеристики, заинтересован
в постоянной обратной связи,
прислушивается к комментариям каждого студента о процессах, происходящих в
аудитории. Он уделяет максимум внимания психологическому климату в аудитории.
Его основной задачей является не только передача знаний и навыков, а ещё и
помощь студентам в самостоятельной работе, в понимании данных им знаний,
приобретение навыков. Фасилитатор делится своими знаниями, не навязывая их
студентам. Он мудро и умело использует педагогические и инновационные
технологии, точно зная, почему он применяет ту или иную методику.
Самообразование – целенаправленная познавательная
деятельность, личности по приобретению систематичных знаний в какой-либо
области науки. Основа самообразования – это непосредственный личный интерес.
Самостоятельная работа студентов – индивидуальная или
коллективная деятельность, осуществляемая без преподавателя. Она может быть
фронтальной, если студенты выполняют одно и то же задание, например, пишут
эссе-сочинение на заданную тему, или групповой, если для выполнения задания
студентов разбивают на несколько небольших групп (по 3-7 человек); парной или
индивидуальной. Самостоятельная работа может проходить в аудитории или вне ее.
Это может быть работа с учебным материалом, справочной литературой или
первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения и
т.д. [3, c. 147–158].
Как же помочь студентам стать более самостоятельным? Ответ
кажется простым: дать возможность самим принимать решения! Легко сказать, но
что для этого надо сделать? Один из способов сделать это – постоянно давать
студентам возможность работать в небольших группах в течение самого занятия или
при выполнении домашних работ. Можно предложить такое задание, которое заставит
каждого в группе играть определенную роль, каждый студент может внести свою
лепту в его выполнение.
Одно из популярных групповых заданий – упражнение по
определенной теме, где и задание должно быть выполнено группой студентов за определенное
время. Такая проектная работа развивает творческий потенциал студента, повышает уровень его
самооценки. Выполнение проектной работы включает в себя сбор и анализ
материалов по выбранной теме. Например, группа получает заданную тему, которую
необходимо исследовать и предоставить через определенное время. Каждый студент
отвечает за свой аспект [2, c. 102–110].
Например: группе студентов первого курса дана тема
«Международный туризм». Группа состоит из 20 студентов, разделяем их на
несколько мини-групп, каждой дается индивидуальное задание. Перед заданием
предоставляются ключевые слова и словосочетания по теме. После завершения сбора
и анализа темы студентами начинается
презентация их выполненной работы. На заключительном этапе каждая команда должна
приготовить плакат, суммирующий всю добытую информацию.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Есекешова,
М. Педагогика высшей школы. Учебное пособие / М. Есекешова,
Ж. Сагалиева. – М. : Фолиант, 2018. – 256 с.
2.
Патрушева,
И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО /
И. В. Патрушева. – М. : Юрайт, 2019. – 130 с.
3.
Щуркова,
Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие
для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. – М. : Юрайт, 2019. – 320
с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий