Азимова У. А.

 

Азимова У. А.

 (г. Ташкент, Узбекистан)

 

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ФАСИЛИТАТОРА В СРЕДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Какова роль преподавателя-фасилитатора и что такое самостоятельное образование?

Работа преподавателя заключается в передаче знаний и навыков студентам, поэтому преподаватель может и должен контролировать процессы в аудитории, которые происходят в соответствии с утвержденной рабочей программой и календарно-технологической картой, но ему неподвластно то, что происходит в умах и сердцах обучаемых [1, c. 72–75].

Считалось, что преподаватель знает и умеет все, а обязанностью студента было имитировать, копировать, заучивать всё то, что знает и умеет преподаватель. Другими словами, всё в учебном процессе зависело от преподавателя. Но почему, же не всегда учебный процесс был эффективным?

Многие педагоги и ученые изучали  и продолжают изучать процессы познания. Существует множество различных концепций о том, как учится человек. Но, как показывают исследования, унифицированного подхода к процессу познания и обучения не может быть, потому что процесс познания сугубо индивидуален, на него влияет огромное количество факторов – погодные условия, настроение, личное отношение к преподавателю и т.д.

Рассмотрим три вида преподавательской деятельности: лектор, учитель и фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Лектор – преподаватель в общеобразовательном учреждении, который имеет очень высокий уровень знаний своего предмета. Он постоянно пополняет свои знания путем профессионального общения, чтения книг, журналов, информацией из интернет-сайтов. Но методы и техника преподавания не являются для него приоритетом; насколько он  эффективен как преподаватель, для него не важно. Учитель, как и лектор, обладает большими знаниями о своем предмете. Он высококвалифицированный специалист, постоянно пополняющий свои знания различными способами. От лектора его отличает, однако, заинтересованность в том, как передать эти знания студентам. Он интересуется новинками педагогической науки и почти не интересуется тем, что студенты думают о его идеях и как это влияет на их процесс познания и обучения [2, c. 87–95].

Фасилитатор – преподаватель, который имеет знания о своем предмете и  навыки его преподавания. Он ценит каждого своего студента, он знает его характеристики, заинтересован в  постоянной обратной связи, прислушивается к комментариям каждого студента о процессах, происходящих в аудитории. Он уделяет максимум внимания психологическому климату в аудитории. Его основной задачей является не только передача знаний и навыков, а ещё и помощь студентам в самостоятельной работе, в понимании данных им знаний, приобретение навыков. Фасилитатор делится своими знаниями, не навязывая их студентам. Он мудро и умело использует педагогические и инновационные технологии, точно зная, почему он применяет ту или иную методику.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, личности по приобретению систематичных знаний в какой-либо области науки. Основа самообразования – это непосредственный личный интерес.

Самостоятельная работа студентов – индивидуальная или коллективная деятельность, осуществляемая без преподавателя. Она может быть фронтальной, если студенты выполняют одно и то же задание, например, пишут эссе-сочинение на заданную тему, или групповой, если для выполнения задания студентов разбивают на несколько небольших групп (по 3-7 человек); парной или индивидуальной. Самостоятельная работа может проходить в аудитории или вне ее. Это может быть работа с учебным материалом, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения и т.д. [3, c. 147–158].

Как же помочь студентам стать более самостоятельным? Ответ кажется простым: дать возможность самим принимать решения! Легко сказать, но что для этого надо сделать? Один из способов сделать это – постоянно давать студентам возможность работать в небольших группах в течение самого занятия или при выполнении домашних работ. Можно предложить такое задание, которое заставит каждого в группе играть определенную роль, каждый студент может внести свою лепту в его выполнение.

Одно из популярных групповых заданий – упражнение по определенной теме, где и задание должно быть выполнено группой студентов за определенное время. Такая проектная работа развивает творческий  потенциал студента, повышает уровень его самооценки. Выполнение проектной работы включает в себя сбор и анализ материалов по выбранной теме. Например, группа получает заданную тему, которую необходимо исследовать и предоставить через определенное время. Каждый студент отвечает за свой аспект [2, c. 102–110].

Например: группе студентов первого курса дана тема «Международный туризм». Группа состоит из 20 студентов, разделяем их на несколько мини-групп, каждой дается индивидуальное задание. Перед заданием предоставляются ключевые слова и словосочетания по теме. После завершения сбора и анализа темы студентами  начинается презентация их выполненной работы. На заключительном этапе каждая команда должна приготовить плакат, суммирующий всю добытую информацию.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Есекешова, М. Педагогика высшей школы. Учебное пособие / М. Есекешова, Ж. Сагалиева. – М. : Фолиант, 2018. – 256 с.

2.       Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО / И. В. Патрушева. – М. : Юрайт, 2019. – 130 с.

3.       Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. – М. : Юрайт, 2019. – 320 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий