Михайловская Л. Г.

 

Михайловская Л. Г.
(г. Енакиево, ДНР) 

Актуализация межПредметных связей на уроках французского языка НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Широкое использование межпредметных связей в современном образовательном процессе свидетельствует о его интегративном характере. Интегративное обучение иностранным языкам привлекает значительный круг исследователей (Э. Н. Шепель, И. Л. Бим, М. З. Биболетова, И. А. Зимняя, Е. В. Земцова).

Внедрение на уроках иностранного языка различных текстов для чтения, видео- и аудиодокументов для прослушивания, касающихся различных предметов, например, гуманитарного и естественнонаучного цикла, способствует повышению информативности представленного ученикам материала, расширению их кругозора, формированию и развитию не только языковых, но и социо-культурных компетенций учащихся.

Средний этап общеобразовательной школы соответствует седьмому – девятому классам, в этом возрасте подростки подвержены психической неустойчивости к стрессам, стремятся к проявлениям взрослости, переживают переосмысление нравственных, психологических и социальных шаблонов и ценностей. В этот период закладываются основы сознательного поведения в обществе, понимание норм общения и поведения в разных ситуациях. Подростки испытывают острую необходимость в общении, самоутверждении, при этом значительная часть подростков уже не так активно стремится к получению хороших оценок на уроках, снижается мотивация к изучению и иностранного языка. Основной, ведущей мотивацией изучения иностранных языков в этом возрасте является их общекультурная значимость, потенциал для повышения самооценки и социальной самоидентификации школьников-подростков [3, c. 242-254].

В таких условиях учитель французского языка должен максимально учитывать указанные выше сложности и создавать условия для работы, благоприятно влияющие на учеников-подростков, способствующие их общению с одноклассниками и личному самоутверждению. Можно использовать клипы популярных французских певцов в качестве видео для аудирования, подготовив комплекс языковых, условно-речевых и речевых упражнений, обсуждая понравившиеся песни, беседуя о любимых певцах. Уместно так же интегрировать музыку, изучая не только биографии и истории из жизни композиторов, но и слушая короткие отрывки из музыкальных произведений, например, Кл. Дебюсси, Г. Берлиоза, П. Пети.

Актуализация межпредметных связей с литературой может происходить, например, на уровне создания на французском языке словесных портретов персонажей, театрализации фрагментов прочитанных произведений; способствовать усвоению правил поведения в обществе и повышению у учащихся самооценки и формирования самоидентификации [3, c. 77-79].

На среднем этапе целесообразно обращать внимание учеников на межпредметные связи французского языка с общественными науками, а также уроками географии и истории. Выполняя упражения на формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности подростки расширяют свой кругозор, получают информацию о нормах поведения в обществе в целом и, в частности, во Франции и франкоязычных странах. Подбор дополнительных текстов учителем или самостоятельный поиск информации на заданную социально-адаптированную тему также способствует повышению лингво-культурного уровня учеников.

На уроках французского языка как первого иностранного особое внимание следует уделять межпредметным связям с русским языком. Например, при введении нового грамматического материала учитель обращается к знаниям учеников о различных частях речи, их категориях, синтаксической сочетаемости в родном, русском языке. Если же французский является вторым изучаемым иностранным языком, учитель может проводить параллель с первым изучаемым иностранным языком, привлекая межпредметные связи французского как второго изучаемого иностранного языка и первого иностранного языка [2, c. 107].

Таким образом, актуализация межпредметных связей на уроках французского языка на среднем этапе в условиях общеобразовательной школы является положительным фактором, в значительной мере оптимизирующим процесс обучения в сложный для подростков с точки зрения психологии период.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Курс лекций по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков» для студентов 3-го курса дневной формы обучения направления «Филология»: в 2 ч. / Сост. Барабанова Г.В. – Севастополь, Изд-во Сев НТУ, 2009. – Ч.1: Методика обучении я иностранному языку в средней школе. – 52 с.

2. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 239 с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий