СПЕЦИФИКА РИМСКОГО КАЛЕНДАРЯ
Ещё с древних времён у людей была
необходимость в исчислении времени. Каждое государство имело свой способ
измерения времени. И хоть сейчас мы все живем по Григорианскому календарю,
отголоски прошлого прослеживаются до сих пор. Каждый календарь имел свои
особенности, и римский календарь, или «от основания Рима», не исключение.
Первоначально месяцы в календаре древних
римлян не имели названий и обозначались порядковыми номерами. Год начинался с того
месяца, на который приходилось начало весны. Только к концу VIII в. до н. э.
некоторые месяцы получили свои названия. Первый месяц года был назван в честь
бога войны Марса – мартиус, второй – априлис (от латинского aperire – ‘раскрывать’). Третий месяц
был посвящен богине Майе. Его назвали майусом. А четвертый назывался юниусом – в
честь богини Юноны. Другие же месяцы всё ещё продолжали обозначаться
порядковыми номерами. Мартиус, майус, квинтилис и октобер имели по 31 дню, а
остальные месяцы состояли из 30 дней. Во времена древнеримского царя Нумы
Помпилия была произведена реформа римского календаря и к календарному году было
добавлено еще два месяца. Первый из них был назван январем в честь двуликого бога
Януса, а второй – февралём, названный в честь обряда очищения, который каждый
год отмечался 15 февраля.
Римский календарный год короче
тропического более чем на 10 дней. Из-за этого календарные числа с каждым годом
все более разнились явлениям природы. Чтобы устранить это, каждые два года
между 23 и 24 февраля вставлялся дополнительный месяц, мерцедоний, который
содержал попеременно то 22, то 23 дня. Периодически приходилось увеличивать или
уменьшать продолжительность этих добавочных месяцев, чтобы ликвидировать
расхождение между календарными числами и явлениями природы. Изменять
продолжительность добавочных месяцев принадлежало понтификам – древнеримским жрецам.
Однако, они часто злоупотребляли своей властью, самовольно то удлиняя, то укорачивая
год. По свидетельству Цицерона, понтифики, пользуясь своей властью, могли
удлинять сроки общественных должностей для своих друзей или для лиц,
подкупивших их, и укорачивать сроки для своих врагов. Понтифик также мог
произвольно определять время уплаты различных налогов и выполнения других
обязательств. Из-за всего этого началась путаница в проведении праздников.
Например, праздник жатвы иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.
Невероятно точно описал состояние римского календаря того времени французский писатель
Вольтер: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой
день это случалось».
Хаотичность римского календаря создавала
уж слишком большие неудобства, поэтому необходимость реформы была очевидна последующему
древнеримскому царю Юлию Цезарю. Было неудивительно, что он провёл ее в 46 г.
до н. э. Создание нового календаря Юлий Цезарь поручил почитаемым
александрийским астрономам, во главе которых стоял Созиген. Сущность же этой
реформы заключалась в том, что перемещение Солнца между звездами в течение года
было положено в основу обновлённого календаря. Установилась средняя продолжительность
года в 365,25 дней. Помимо этого, для того чтобы начало календарного года
всегда приходилось на одно и то же число, группа александрийских астрономов
приняла решение в течение трех лет считать каждый год 365 дней, а в четвертом
366. Этот последний год имел название високосного года. Созиген разделил год на
12 месяцев и сохранил за ними их прежние старые названия: март, апрель, май,
июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь и февраль.
Месяц мерцедоний исключили из «нового» календаря. Перед осуществлением реформы,
чтобы добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года,
римляне прибавили к календарному году еще два дополнительных месяца – один из
которых составлял 33 дня, а другой – 34. Оба месяца решили поместить между
ноябрем и декабрем. Таким образом составился год, который включал в себя целых
445 дня. Он стал известен в истории под названием беспорядочного или «года
замешательства». В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его
военные заслуги сенат переименовал месяц квинтилис, месяц в котором родился
император, в июль.
Следить за правильностью счисления времени
вновь было поручено понтификам, однако они, по неизвестной причине, вставляли
високосные дни не через три года на четвертый, а через два на третий. Из-за
этой ошибки календарный счет вновь стал беспорядочным. Ошибку обнаружили только
в 8 г. до н. э. во времена императора Августа, который произвел новую реформу
и устранил неприятную ошибку. По его приказу, с 8 г. до н. э. и заканчивая
8 г. н. э., пропускали вставление добавочных дней в високосных годах. Тогда
же сенат принял решение переименовать месяц секстилис в август – в честь
императора Августа, в благодарность за исправление юлианского календаря и
большие военные победы, одержанные им в этом месяце. Но в секстилис состоял
всего из 30 дней. Сенат посчитал, что будет неприлично оставить в месяце,
посвященном Августу, меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю, тем
более что число 30 считалось несчастливым у древних римлян. Тогда от февраля
отняли еще один день и добавили его к августу. Но в итоге получалось, что три
месяца подряд (июль, август и сентябрь) имеют по 31 дню. Это снова не
устраивало суеверных римлян. Тогда решили один день сентября перенести на
октябрь. Одновременно один день ноября перенесли на декабрь. Таким образом,
созданное александрийским астрономом Созигеном правильное чередование длинных и
коротких месяцев, было полностью разрушено последующими нововведениями. Так
постепенно совершенствовался юлианский календарь, остававшийся единственным и
неизменным на территории практически
всей Европы до конца XVI в. В отдельных странах он был актуален даже вплоть до
начала XX в.
Как мы можем заметить, современный
календарь имеет множество сходств с римским календарём. Помимо того, многие
историки до сих пор используют его в своих научных исследованиях. И хотя время
этого календаря уже давно истекло, он до сих жив в современной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Римский календарь / Календарь //
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). –
СПб., 1890 – 1907 с.
2. Селешников,
С. И. История календаря и хронологии / С. И. Селешников. –
М. : Наука, 1970. – 225 с.
3. Климишин, И. А. Календарь и
хронология / И. А. Климишин. – Изд. 3. – М. : Наука, 1990. – 292
с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий