Мухитдинова М. С. (г. Ташкент, Узбекистан)
ФОРМИРОВАНИЕ
КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВВ ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
Креативность – творческие
способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально
новых идей, отключающихся от традиционных схем мышления и входящие в структуру
одарённости в качестве независимого фактора, а также решать проблемы
статических систем.
Значение слова creativity в
переводе с английского языка означает создавать, созидать, творить, порождать.
Креативность – это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать
принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использование раннее
неприменяемых средств для решения проблем и достижения цели. Это использование
возможностей сознания, предсознания, подсознания для нахождения оригинального,
эффективного решения проблемы. Поэтому необходимо постоянно стимулировать
развитие такой личности. Термин «креативность» означает способность видеть вещи
в новом, необычном виде и решать проблемы особым способом, находя уникальные
решения. Она является диаметрально противоположной шаблонному мышлению [1,
с. 73].
Зарубежные психологи, занимающиеся
проблемой креативности, сделали следующее заключение – творческое креативное
мышление продуктивно. Оно создаёт нечто новое, а это выходит за пределы
сложившейся системы знаний и образования в целом. Основными свойствами
креативности являются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность,
образность, абстрактность, стрессоустойчивость.
Важнейшим условием креативности
является готовность принимать альтернативные подходы и точки зрения.
Развитие креативности возможно:
- при общении с творческими людьми;
- при взрослом окружении, являющийся
образцом подражания;
- при доверительном отношении между
родителями и детьми;
- при раннем приобщении к
творческому труду;
- при возможности эмоционального
самовыражения;
- при положительном отношении к
исследовательской деятельности обучающегося [3, с. 125].
Личность «идеального студента», по
мнению преподавателей, выглядит так: идеальный студент – умный, любознательный,
искренний, добрый, дисциплинированный, беспроблемный. Креативный студент быть
может, не имеет всех перечисленных качеств, но в нём есть тяга к творчеству, к
нелогическим решениям поставленных задач. Ученые пришли к выводу, что,
организовав творческую деятельность, полноценно нельзя научить творчеству. Это
не особая характеристика познавательных процессов, а одна из характеристик
личности. Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать
анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать воображение студента.
Базовой составляющей творческого
потенциала являются:
1)
специальные
знания
2)
широта
кругозора
3)
внутренняя
и внешняя готовность к творчеству.
Для развития творческого, т.е. креативного
мышления нужно использовать инновационные методы обучения: методы проблемного и
проектного обучения, исследовательские методы, игровые технологии, метод
мозгового штурма, метод кейс, метод творческих заданий. Они могут реализоваться
как традиционна, так и дистанционно использованием инновационных технологий [2,
с. 136].
Многие успешные люди утверждают, что
30-50% успеха их проектов приносят именно креативные, оригинальные идеи,
сгенерированные ими самими, либо профессионалами с хорошо развитой креативностью.
Креативность даёт новые успехи, которые в свою очередь являются источниками
креативности и вдохновения
Таким образом, учебный процесс,
построенный на использовании инновационных технологий, способствует развитию
креативного мышления студентов, способных к конкуренции в науке и на рынке
труда.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Дороднева, Н. В.
Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс /
Н. В. Дороднева. – МГОУ, 2005. – 73 с.
2.
Мамбетов, М. К.
Развитие креативного мышления студентов / М. К. Мамбетов. – Международный
журнал экспериментального образования, 2005. – 136–137 с.
3.
Оснанова, Б. А.
Формирование креативности будущего специалиста / Б. А. Оснанова. –
Туркестан, 2006. – 125 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий