Мухитдинова М. С.

 

Мухитдинова М. С.
 (г. Ташкент, Узбекистан) 

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВВ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отключающихся от традиционных схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также решать проблемы статических систем.

Значение слова creativity в переводе с английского языка означает создавать, созидать, творить, порождать. Креативность – это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использование раннее неприменяемых средств для решения проблем и достижения цели. Это использование возможностей сознания, предсознания, подсознания для нахождения оригинального, эффективного решения проблемы. Поэтому необходимо постоянно стимулировать развитие такой личности. Термин «креативность» означает способность видеть вещи в новом, необычном виде и решать проблемы особым способом, находя уникальные решения. Она является диаметрально противоположной шаблонному мышлению [1, с. 73].

Зарубежные психологи, занимающиеся проблемой креативности, сделали следующее заключение – творческое креативное мышление продуктивно. Оно создаёт нечто новое, а это выходит за пределы сложившейся системы знаний и образования в целом. Основными свойствами креативности являются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, образность, абстрактность, стрессоустойчивость.

Важнейшим условием креативности является готовность принимать альтернативные подходы и точки зрения.

Развитие креативности возможно:

- при общении с творческими людьми;

- при взрослом окружении, являющийся образцом подражания;

- при доверительном отношении между родителями и детьми;

- при раннем приобщении к творческому труду;

- при возможности эмоционального самовыражения;

- при положительном отношении к исследовательской деятельности обучающегося [3, с. 125].

Личность «идеального студента», по мнению преподавателей, выглядит так: идеальный студент – умный, любознательный, искренний, добрый, дисциплинированный, беспроблемный. Креативный студент быть может, не имеет всех перечисленных качеств, но в нём есть тяга к творчеству, к нелогическим решениям поставленных задач. Ученые пришли к выводу, что, организовав творческую деятельность, полноценно нельзя научить творчеству. Это не особая характеристика познавательных процессов, а одна из характеристик личности. Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать воображение студента.

Базовой составляющей творческого потенциала являются:

1)      специальные знания

2)      широта кругозора

3)      внутренняя и внешняя готовность к творчеству.

Для развития творческого, т.е. креативного мышления нужно использовать инновационные методы обучения: методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс, метод творческих заданий. Они могут реализоваться как традиционна, так и дистанционно использованием инновационных технологий [2, с. 136].

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха их проектов приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо профессионалами с хорошо развитой креативностью. Креативность даёт новые успехи, которые в свою очередь являются источниками креативности и вдохновения

Таким образом, учебный процесс, построенный на использовании инновационных технологий, способствует развитию креативного мышления студентов, способных к конкуренции в науке и на рынке труда. 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Дороднева, Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс / Н. В. Дороднева. – МГОУ, 2005. – 73 с.

2.  Мамбетов, М. К. Развитие креативного мышления студентов / М. К. Мамбетов. – Международный журнал экспериментального образования, 2005. – 136–137 с.

3.  Оснанова, Б. А. Формирование креативности будущего специалиста / Б. А. Оснанова. – Туркестан, 2006. – 125 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий