Мамадалиева Ф. А.

 

Мамадалиева Ф. А.
(г. Ташкент, Узбекистан)
 

ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

В настоящее время перед педагогом высших учебных заведений стоят важные задачи, одной из которых является воспитание полноценной личности и сформирование системы определенных ценностей в мировоззрении студентов.

В истории человечества ценности являются некими духовными опорами, помогающими человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в её осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определенный уровень развития общества. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности.

Характер базовых ценностей, присущих той или иной нации, складывается в течение длительного времени и зависит от многих факторов.

Ценностные ориентации являются важным компонентом передающегося по наследству традиционного знания каждого представителя этноса (в отличие от знания рационального, обусловленного личным жизненным опытом). Основная масса этнокультурной информации (традиционного знания) усваивается (как осознанно, так и бессознательно) в раннем возрасте вместе с языком. Важность ценностных ориентаций в жизни того или иного этноса обусловила их «кодирование» в системе национального языка (преимущественно лексики). Поскольку ценности должны быть обязательно признаны человеком в качестве таковых, они являются продуктом культурных, а не стихийных природных процессов. Ценности являются базовой категорией при построении картины мира, причём набор ценностей, их иерархия во многом определяет культурный тип того или иного социума. Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, считал К. Д. Ушинский. Ни в одном из форм языкового творчества народа не проявляется так ярко ум народа, его национальная история, быт, мировоззрение, сложившееся веками, как в пословицах и поговорках.

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Пословицы учат людей ценить добрые дела, тех, кто их совершает, ценить взаимоотношения между родными и близкими. Встречи с ними заставляют человека задуматься над его мировоззрением, способствуют пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение.

С точки зрения содержания понятий можно выделить моральные ценности (дружба, любовь, правда, справедливость), утилитарные (здоровье, комфорт, чистота) и материальные. Они нашли свое отражение в нижеприведенных группах пословиц и поговорок.

Говорят о том, что малое зло способно свести на нет большое добро, всепрощение должно стать девизом в жизни каждого человека, например: «Добрым делом не кори», «На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся», «Зло за зло не воздавай», «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает». Они декламируют добро как потребность человека. О добрых, милосердных людях говорят как о «луче света в тёмном царстве», например: «Сам с воробья, а сердце с кошку», «На свете не без добрых людей», «С доброхотом всякому в охоту», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый».

Нам необходимо воспитывать у молодежи определенные нравственные качества: любовь и уважение к труду человека, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени.

История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными навыками и умениями. «Ценность» – одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Задача современного педагога – довести до студентов этот накопленный материал, обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности учащихся. 

ЛИТЕРАТУРА

1.                Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: Оценка.Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. – М.: Наука,1988. – 200 с.

2.                Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. – М.: Изд-во Эксмо. – 260 с.

3.                Борисенко, И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского / И. В. Борисенко // Начальная школа. – 1994. – № 4. – 12 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий