Батаева Ф. А., Касымова А. А.
(г. Кокшетау, Казахстан)
СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕЙЗАЖ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
В
настоящее время особое место в лингвистике текста отводится изучению
художественного текста и единиц, составляющих его, в числе которых выступает
пейзажное описание. Словесно-художественный пейзаж является предметом изучения
большого количества работ в литературоведении. Однако нельзя назвать тему
исчерпанной, поскольку отдельные аспекты проблематики словесного пейзажа были
освещены главным образом в синхронии. Пейзажное описание, будучи важным
функционально нагруженным компонентом текста, как любой другой
изобразительно-выразительный элемент художественного произведения, с течением
времени имеет тенденцию изменяться.
Исследование
семантической организации художественного текста в русле современной
лингвистики текста предполагает выделение следующих текстовых универсалий:
«человек», «время», «пространство». При этом универсалии «время» и
«пространство» рассматриваются в их единстве.
Текстовые
категории «время» и «пространство» обнаруживают знания человека об окружающем
его мире, выполняют координирующую и моделирующую функции, а соотнесённые с
образами персонажей, они выполняют конкретизирующую и характерологическую
функции. Место и время определяют тип и характер героя [1, c. 113].
На наш взгляд, пейзажное описание художественного текста является одним из значимых компонентов его пространственно-временной семантической структуры, ещё не изученным в современной лингвистике.
Пока ещё до конца не определена роль пейзажных описаний в структуре художественного произведения. Исследование языкового богатства произведений отдельных известных авторов – одно из перспективных направлений в науке, поскольку вносит весомый вклад в разработку теории индивидуальной языковой картины мира. Научный интерес вызывает также сравнительно-сопоставительный анализ переводов и оригинальных текстов тех фрагментов, которые связаны с пейзажными зарисовками.
Изучение
литературы невозможно без обращения к проблеме пейзажа. В художественном тексте
не только воплощается авторское видение мира, но и отражается национальная
специфика культуры того или иного народа. Этому во многом способствуют
изображения природы, которые являются неотъемлемой частью произведений
классической литературы.
Стилистический
анализ описания природы представляется важным для всех, кто изучает иностранный
язык, ведь язык автора произведения может сказать о многом: о культуре его
страны, принадлежности к литературному течению и т. д.
Пейзаж
прошел долгий эволюционный путь. Даже сегодня литературно-художественный пейзаж
не до конца рассмотрен с учетом его значимости для построения текста, несмотря
на то, что значение пейзажного фрагмента в первую очередь объясняется
потребностями текста, и автор конструирует ту или иную пейзажную картинку,
подчиняясь законам текстопостроения, хотя, возможно, и не вполне осознает это.
Изучение законов построения художественного текста, к числу которых относятся и
особенности отображения в нем окружающего мира в его художественном осмыслении,
продолжает оставаться одним из важных вопросов лингвистики текста. В этом
отношении рассмотрение такого явления, как литературно-художественный пейзаж
приобретает большое значение.
Как
художественный образ пейзаж также прошел сложный путь развития. С течением
времени менялось его содержание и назначение в зависимости от литературных
направлений, метода и стиля писателей.
С
развитием литературного процесса писатели стали больше внимания уделять
картинам природы, и пейзаж стал уравниваться в правах с другими лицами романа
или повести. С этого времени присутствие или отсутствие пейзажа в произведении
уже не оставалось незамеченным. Художники слова научились лучше видеть, слышать
и понимать природу, отражать через нее свои чувства, настроения. В картинах
природы писатель мог выразить чувство родины, душу своего народа, свою
патриотическую авторскую позицию. В сравнении с красотой природы чётче
проявляются характеры героев, их помыслы и поступки.
Пейзажное
описание стало рассматриваться не только как средство выражения определенного
содержания, связанного с описанием природы, но и как способ построения текста,
формирования его темы и идеи, как текстовая единица, реализующая
структурно-содержательную целостность художественного текста.
Пейзаж
может быть необходим для географического обозначения места действия; для
обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными
условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т. п.; для
динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных
явлений природы и т. д. Пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую
нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Обращение к природе выводит
писателя на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны,
характеризуют особенности авторского мировосприятия, с другой – характер героев
произведения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Витрук,
О. А. Пейзаж как текстовое явление / О. А. Витрук. –
Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т., 2011. – 173 c.
2.
Толова,
Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве / Г. Н. Толова. – Пермь:
Издательство Пермского государственного педагогического института, 1993. – С. 3–10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий