Извекова И. Ю.

 

Извекова И. Ю.

(г. Горловка, ДНР)

ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ СТИЛИСТИКИ НА АНТИУТОПИЧЕСКИЙ ЖАНР

Мировой литературный процесс второй половины ХХ – начала XXI веков характеризуется необычайной популярностью, как среди писателей, так и среди читателей антиутопических и постапокалиптических произведений. Узнаваемость общественно-исторических примет, тесная связь с окружающей действительностью и вместе с тем ее художественное прогнозирования – черты, которые делают антиутопию интересной для читателя независимо от времени написания произведения и его прочтения. В то же время, по нашему мнению, такая активизация жанра в течение последних пяти десятилетий обусловлена и тем фактом, что за своими художественными признаками антиутопия органично соответствует мировоззрению современного человека, воплощением которого в искусстве является постмодернизм. Постмодернистское искусство, которому присущи глубинное разочарование в окружающей действительности, культ свободы личности, критический анализ достижений прошлого и современности во всех сферах человеческого существования, является антиутопическим по своей сути и сформировалось под влиянием не только реальных исторических трагедий ХХ века, но и гениальных произведений писателей-антиутопистов В. Замятина, Г. Уэллса, Дж. Оруэлла, О. Хаксли. В то же время, не только антиутопия формирует мировоззрение человека ХХ – ХХI веков, но и жанр антиутопии под влиянием идей постмодернизма во второй половине ХХ века претерпевает значимые трансформации.

Основы к расцвету жанра антиутопии в постмодернистский литературе были заложены еще в первой половине ХХ века: две мировые войны, индустриализация и коллективизм в странах коммунистического лагеря, зарождение массовой культуры способствовали формированию негативного видения будущего. А расцвет утопических теорий в 60-х годах ХХ века, их крах и появление новых вызовов человечеству в связи со стремительным развитием науки и техники, глобализацией и урбанизацией обусловил активизацию жанра, что продолжается и в XXI веке.

Круг проблем, которые освещают авторы современных антиутопии, охватывает потребительство, развитие и влияние науки на жизнь человека, уничтожение искусства вследствие развития технократии, вырождение педагогики, глобальное потепление, проблемы человеческого здоровья и репродукции, ядерную угрозу и др.

В целом, наверное, трудно назвать хотя бы одного ведущего писателя-постмодерниста, который в своем творчестве хотя бы один раз не обратился к жанру антиутопии. Одной из причин этого является общий интерес постмодерна к вопросу истории, взаимовлияния исторических событий, анализ истории как попытка осознать уроки прошлого и спрогнозировать будущее.

Постмодернистическая антиутопия заставляет сомневаться в однозначности выводов, объективности свидетельств, адекватности человеческой памяти и справедливости истин, изложенных в книгах по истории. Игра со временем в современной антиутопии не ограничивается анализом прошлого с точки зрения будущего: исторический процесс рассматривается в некоторых антиутопических произведениях как спираль (В. Войнович «Москва 2042»), а действие произведения вообще может происходить в прошлом, а не в будущем, как это характерно для большинства романов-антиутопий.

Большую роль в эстетике современной антиутопии играет обращение авторов к различным средствам комического (сатира, ирония, гротеск, пародия), которые обеспечивают обличительный пафос жанра. Постмодернистическая антиутопическая сатира и ирония приобретают новые признаки по сравнению с предыдущими эпохами. Современной антиутопии присуща карнавальная ритуализация жизни и театрализация событий. Иногда автор прямо подчеркивает, что все, что происходит, является розыгрышем, моделью, возможным развитием сюжета.

Например, А. Добренко полагает, что в русской литературе соцреализм выполнил функцию постмодернизма, с разрушаемой, иронически обыгрываемой им парадигмой: «Программа сводилась к преодолению модернизма. Ее утопизм состоял в попытке «выскочить» из истории, создав домодернистскую эстетику, помыслить ситуацию, при которой модернизма как бы не было... Соцреализм вообще может быть определен как постмодернизм минус модернизм» [1, с. 188]. Точки соприкосновения между постмодернизмом и соцреализмом проводит и М. Эпштейн: «В сущности, постмодернизм, с его неприятием всяких утопий, сам был последней великой утопией, именно потому, что оставил себя после всего, завершал все собой» [5, с. 169]. Лишь в 90-е годы появляются первые исследования, которые рассматривают русскую литературу конца века как целостную систему. Об этой целостности говорит М. Эпштейн в своих работах, строящий свои концепции на материале постмодернистской культуры, которая воспринимается исследователем как наиболее важная составляющая современного литературного процесса, отражающая новое мировосприятие. Но и оно также переживает очередной перелом. То есть, М. Эпштейн трактует постмодернизм как модель всего современного искусства, проходящего через кризисный этап развития, и его интересуют те новые тенденции, которые проявят себя в будущем, став доминантой литературного процесса.

Попытки рассмотреть русскую литературу конца XX века как целостную систему предпринимались в работах, посвященных русскому постмодернизму. Во многих из них постмодернизм трактуется очень широко, в поле зрения исследователей включены произведения, которые традиционно относятся к другим группам. Нет четкого раздела между модернистской и постмодернистской парадигмами. То есть постмодернизм рассматривается как модель современной литературы в целом, хотя и не охватывает многообразия ее форм и стилевых течений. Немаловажной является и попытка выявить закономерности и этапы развития именно русского постмодернизма. А также попытка «вписать» русскую постмодернистскую литературу в контекст мировой.

Несмотря на ряд противоречий, можно выделить следующие положения, которые эффективны при изучении литературы этого периода в целом. Как, например, восприятие литературы как целостной динамичной системы, открытой диалогу с другими культурами, но в то же время имеющей свою традицию, и отражающей общие особенности мировоззренческих и художественных поисков на современном этапе. При рассмотрении современной литературы следует обратить внимание не только на стилевые течения, а также на такие центральные аспекты как, модель мира, концепция человека, жанр и трансформация жанров. Именно такой ракурс изучения разнообразных художественных феноменов позволяет увидеть в антиутопической литературе некую целостность, зафиксировать повторяемость процессов. Но специфику литературы последних десятилетий определяет отказ от старых парадигм и поиски новых концепций человека, модели мира и художественных средств, которые могли бы отразить современное мировосприятие.

Таким образом, литературная антиутопия во второй половине ХХ – в начале ХХI столетия претерпела существенные изменения под влиянием идей постмодернизма. Постмодернистский дискурс современной литературной антиутопии прослеживается на уровне тематики и проблематики произведений, их сюжетной, композиционной, а также пространственно-временной организации, системы персонажей. Каждая из этих сфер требует дальнейшего изучения и может быть предметом отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Доронченков, И. А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» / И. А. Доронченков // Русская литература. – 1989. – 4. – С. 188–198.

2.                Кагарлицкий, Ю. Что такое фантастика? / Ю. Кагарлицкий. – М., 1974. – 347 с.

3.                Морсон, Г. С. Границы жанра: Антиутопия как пародийный жанр / Г. С. Морсон // Утопия и утопическое мышление. – М. : Прогресс, 1991. – 405 с.

4.                Новиков, В. Возвращение к здравому смыслу. Субъективные заметки читателя антиутопий / В. Новиков // Знамя. – 1989. – С. 214–220.

5.                Эпштейн, М. Н. Способы воздействия идеологического высказывания / М. Н. Эпштейн // Образ человека XX века. М. : ИНИОН, 1988. – С. 167–216.

Комментариев нет:

Отправить комментарий