Извекова И. Ю.
(г. Горловка, ДНР)
ВЛИЯНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ СТИЛИСТИКИ НА АНТИУТОПИЧЕСКИЙ ЖАНР
Мировой
литературный процесс второй половины ХХ – начала XXI
веков характеризуется необычайной популярностью, как среди писателей, так и
среди читателей антиутопических и постапокалиптических произведений.
Узнаваемость общественно-исторических примет, тесная связь с окружающей
действительностью и вместе с тем ее художественное прогнозирования – черты, которые
делают антиутопию интересной для читателя независимо от времени написания
произведения и его прочтения. В то же время, по нашему мнению, такая
активизация жанра в течение последних пяти десятилетий обусловлена и тем
фактом, что за своими художественными признаками антиутопия органично
соответствует мировоззрению современного человека, воплощением которого в
искусстве является постмодернизм. Постмодернистское искусство, которому присущи
глубинное разочарование в окружающей действительности, культ свободы личности,
критический анализ достижений прошлого и современности во всех сферах
человеческого существования, является антиутопическим по своей сути и
сформировалось под влиянием не только реальных исторических трагедий ХХ века,
но и гениальных произведений писателей-антиутопистов В. Замятина,
Г. Уэллса, Дж. Оруэлла, О. Хаксли. В то же время, не только
антиутопия формирует мировоззрение человека ХХ – ХХI
веков, но и жанр антиутопии под влиянием идей постмодернизма во второй половине
ХХ века претерпевает значимые трансформации.
Основы к расцвету
жанра антиутопии в постмодернистский литературе были заложены еще в первой
половине ХХ века: две мировые войны, индустриализация и коллективизм в странах
коммунистического лагеря, зарождение массовой культуры способствовали
формированию негативного видения будущего. А расцвет утопических теорий в 60-х
годах ХХ века, их крах и появление новых вызовов человечеству в связи со
стремительным развитием науки и техники, глобализацией и урбанизацией обусловил
активизацию жанра, что продолжается и в XXI веке.
Круг проблем,
которые освещают авторы современных антиутопии, охватывает потребительство,
развитие и влияние науки на жизнь человека, уничтожение искусства вследствие
развития технократии, вырождение педагогики, глобальное потепление, проблемы
человеческого здоровья и репродукции, ядерную угрозу и др.
В целом, наверное,
трудно назвать хотя бы одного ведущего писателя-постмодерниста, который в своем
творчестве хотя бы один раз не обратился к жанру антиутопии. Одной из причин
этого является общий интерес постмодерна к вопросу истории, взаимовлияния
исторических событий, анализ истории как попытка осознать уроки прошлого и
спрогнозировать будущее.
Постмодернистическая
антиутопия заставляет сомневаться в однозначности выводов, объективности
свидетельств, адекватности человеческой памяти и справедливости истин,
изложенных в книгах по истории. Игра со временем в современной антиутопии не
ограничивается анализом прошлого с точки зрения будущего: исторический процесс
рассматривается в некоторых антиутопических произведениях как спираль
(В. Войнович «Москва 2042»), а действие произведения вообще может
происходить в прошлом, а не в будущем, как это характерно для большинства
романов-антиутопий.
Большую роль в
эстетике современной антиутопии играет обращение авторов к различным средствам
комического (сатира, ирония, гротеск, пародия), которые обеспечивают
обличительный пафос жанра. Постмодернистическая антиутопическая сатира и ирония
приобретают новые признаки по сравнению с предыдущими эпохами. Современной
антиутопии присуща карнавальная ритуализация жизни и театрализация событий.
Иногда автор прямо подчеркивает, что все, что происходит, является розыгрышем,
моделью, возможным развитием сюжета.
Например,
А. Добренко полагает, что в русской литературе соцреализм выполнил функцию
постмодернизма, с разрушаемой, иронически обыгрываемой им парадигмой:
«Программа сводилась к преодолению модернизма. Ее утопизм состоял в попытке
«выскочить» из истории, создав домодернистскую эстетику, помыслить ситуацию,
при которой модернизма как бы не было... Соцреализм вообще может быть определен
как постмодернизм минус модернизм» [1, с. 188]. Точки соприкосновения
между постмодернизмом и соцреализмом проводит и М. Эпштейн: «В сущности,
постмодернизм, с его неприятием всяких утопий, сам был последней великой
утопией, именно потому, что оставил себя после всего, завершал все собой» [5,
с. 169]. Лишь в 90-е годы появляются первые исследования, которые
рассматривают русскую литературу конца века как целостную систему. Об этой
целостности говорит М. Эпштейн в своих работах, строящий свои концепции на
материале постмодернистской культуры, которая воспринимается исследователем как
наиболее важная составляющая современного литературного процесса, отражающая
новое мировосприятие. Но и оно также переживает очередной перелом. То есть,
М. Эпштейн трактует постмодернизм как модель всего современного искусства,
проходящего через кризисный этап развития, и его интересуют те новые тенденции,
которые проявят себя в будущем, став доминантой литературного процесса.
Попытки
рассмотреть русскую литературу конца XX века как целостную систему
предпринимались в работах, посвященных русскому постмодернизму. Во многих из
них постмодернизм трактуется очень широко, в поле зрения исследователей
включены произведения, которые традиционно относятся к другим группам. Нет
четкого раздела между модернистской и постмодернистской парадигмами. То есть
постмодернизм рассматривается как модель современной литературы в целом, хотя и
не охватывает многообразия ее форм и стилевых течений. Немаловажной является и
попытка выявить закономерности и этапы развития именно русского постмодернизма.
А также попытка «вписать» русскую постмодернистскую литературу в контекст
мировой.
Несмотря на ряд
противоречий, можно выделить следующие положения, которые эффективны при
изучении литературы этого периода в целом. Как, например, восприятие литературы
как целостной динамичной системы, открытой диалогу с другими культурами, но в
то же время имеющей свою традицию, и отражающей общие особенности
мировоззренческих и художественных поисков на современном этапе. При
рассмотрении современной литературы следует обратить внимание не только на
стилевые течения, а также на такие центральные аспекты как, модель мира,
концепция человека, жанр и трансформация жанров. Именно такой ракурс изучения
разнообразных художественных феноменов позволяет увидеть в антиутопической
литературе некую целостность, зафиксировать повторяемость процессов. Но
специфику литературы последних десятилетий определяет отказ от старых парадигм
и поиски новых концепций человека, модели мира и художественных средств,
которые могли бы отразить современное мировосприятие.
Таким образом, литературная антиутопия во второй половине ХХ – в начале ХХI столетия претерпела существенные изменения под влиянием идей постмодернизма. Постмодернистский дискурс современной литературной антиутопии прослеживается на уровне тематики и проблематики произведений, их сюжетной, композиционной, а также пространственно-временной организации, системы персонажей. Каждая из этих сфер требует дальнейшего изучения и может быть предметом отдельного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
2.
Кагарлицкий,
Ю. Что такое фантастика? / Ю. Кагарлицкий. – М., 1974. – 347 с.
3.
Морсон,
Г. С. Границы жанра: Антиутопия как пародийный жанр /
Г. С. Морсон // Утопия и утопическое мышление. – М. : Прогресс, 1991.
– 405 с.
4.
Новиков,
В. Возвращение к здравому смыслу. Субъективные заметки читателя антиутопий /
В. Новиков // Знамя. – 1989. – С. 214–220.
5.
Эпштейн,
М. Н. Способы воздействия идеологического высказывания /
М. Н. Эпштейн // Образ человека XX века. М. : ИНИОН, 1988. – С.
167–216.
Комментариев нет:
Отправить комментарий