Димова А. В.

 

Димова А. В.

Научный руководитель: ст. преп. Пантыкина Н. И.

(г. Луганск, ЛНР)

 

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

Изучение иностранного языка – действительно большой процесс приобретения знаний, которые необходимы в современном обществе, развивающемся в направлении к всемирной глобализации. На сегодняшний день, главной задачей заведений среднего и высшего образования в преподавании иностранных языков становится воспитание высококвалифицированного специалиста, который должен владеть не просто навыками говорения, письма, чтения и аудирования, но и уметь без труда выражать свои мысли на иностранном языке, уметь приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, который способен быстро реагировать на происходящее [1].

Такие положения породили необходимость использования наиболее продуктивных, рациональных, инновационных методов в обучении иностранного языка, которые будут обеспечивать его изучение со всех сторон. Одним из таких направлений в изучении иностранного языка является аудиовизуальный метод.

Аудиовизуальный метод берет свое начало во Франции в 50-х годах XX столетия. Он базируется на теории структурализма (Ж. Гугенейм) и психологической теории бихевиоризма, является разновидностью прямого метода обучения. Предпочтение в данном методе отдается устным видам речевой деятельности. Именно по этой причине большая часть учебных материалов предоставляется в устном виде: фильмы, звуковое сопровождение к слайдам и тому подобное [3, с. 12–14].

В основе данного метода лежат такие задачи как: развитие слуховой памяти и слухового восприятия, тщательная проработка материала, отработка интонационных конструкций, овладение умением живого общения на изучаемом языке, формирование быстрой и целесообразной реакции на разнообразные речевые ситуации. Достижение таких результатов происходит как раз таки благодаря демонстрированию разных вариантов употребления изучаемого языка в повседневных обстоятельствах через аудиовизуальные средства (аудио- и видеоматериалы, проекция слайдов и диафильмов и т.д.).

Аудиовизуальные средства в процесс обучения меняют характер традиционного урока, делают его более живым и интересным, способствуют расширению кругозора учащихся, обогащая их языковой запас и страноведческие знания.

Благодаря аудиовизуальным материалам перед нами открывается возможность не просто услышать акустические элементы речи (ритм, междометия, паузы, понижение и повышение голоса и т.д.), но и проследить за иллюстрацией каждого иноязычного слова зрительным образом, увидеть их со стороны эмоциональных переживаний и телесных ощущений, в этом случае у обучаемых работает два канала восприятия – зрительный и слуховой, ввиду чего в голове студентов возникают ассоциации, что в конечном итоге приводит к быстрому и долговременному усваиванию получаемой информации. Вдобавок к этому создается реальная среда коммуникации, которая погружает учащихся в атмосферу реального мира, предоставляя им живую речь носителей языка, такой вид деятельности не только побуждает к появлению большей мотивации и заинтересованности в процессе овладения языком, но и помогает справиться с языковым барьером [4].

Роль учениковв аудиовизуальном методе заключается в правильномреагировании на ситуацию, которая представлена визуальным рядом. Что же касается учителя, то его роль является главной; он организует поступление информации, оказывает влияние на ее восприятие и контролирует речевые реакции учащихся.

Однако, применение аудиовизуального материала на занятиях иностранного языка, бесспорно, будет продуктивным только в том случае, если структура урока с применением видео корректно организована, поэтому выделяютнесколько этапов работы с видеоматериалами. Рассмотрим эти этапы [2, c. 289].

1.                Преддемонстрационный этап (учитель подготавливает учащихся к просмотру видеофильма, обсуждает с ними тему видеофильма, используялексику, близкую к теме занятия, задает наводящие вопросы).

2.                Демонстрационный этап (просмотр видеофильма, выполнение учащимися заданий к видео).

3.                Последемонстрационный этап (беседа на тему просмотренного фильма, проверка выполненных заданий предыдущего этапа).

Несмотря на все перечисленные в данной работе достоинства данной методики, важно понимать то, что аудиовизуальный метод преподавания выступает как отличное вспомогательное средство к основному образовательному процессу, а не полная его замена. То есть речь идет о том, что работа с аудиовизуальными средствами не должна занимать весь учебный процесс. Важно регулировать момент уместности использования таких аудиовизуальных материалов на каждом конкретном этапе обучения, применимо к его теме и целям, а также учитывать методические рекомендации частотности проведения уроков с применением видеоматериалов в системе обучения.

Таким образом, лишь благодаря гармоничной комбинации использования аудиовизуальных средств и основного учебного материала, данный аудиовизуальный метод сможет стать полезным образовательным инструментом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбатова, Т. Н. Коммуникативная мобильность в рамках иноязычного пространства как важная составляющая профессиональной компетенции специалиста / Т. Н. Горбатова, С. В. Рыбушкина. – М. : Молодой ученый, 2015. – № 10. – С. 1143–1145.

2. Леонтьева, Т. П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т. П. Леонтьева. – Минск, 1995. – 328 с.

3. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М. : Просвещение, 1991. – 287 с.

4. Шкрабо, О. Н. Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку в высшей школе / О. Н. Шкрабо. – М. : Молодой ученый, 2013. – № 12. – С. 543–545.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий