Адаптация деятельности преподавателя немецкого языка в условиях работы с лингвистически одарёнными детьми
Реализация
личностно ориентированного подхода, ставшего неотъемлемой частью современной
образовательной политики, требует создания благоприятных условий для
поддержания и стимулирования всестороннего интеллектуального и творческого
развития учащихся с разным уровнем подготовки и одарённости.
Одарённые дети,
как правило, активно принимают участие в образовательном процессе, демонстрируя
более высокую степень заинтересованности в получении новых знаний, большую
ориентированность на успех и значительно более широкую базу знаний в сравнении
с основной массой учащихся. Лингвистически одарённые дети, проявляющие
способности к иностранным языкам, в том числе к немецкому, выделяются на фоне
других одарённых учащихся значительно более развитыми способностями к
коммуникации, развитой языковой догадкой, языковой интуицией.
Стандартная
рабочая учебная программа, так же, как и стандартные, утверждённые МО УМК по
немецкому языку, ориентированные на учащихся со средним уровнем успеваемости,
не позволяют одарённым учащимся проявить свои способности в полной мере. Это
может привести к развитию их, в разной степени, девиантного поведения:
эгоцентризму, отсутствию желания вести диалог со сверстниками и с
преподавателем, стремлению непрерывно исправлять ошибки других учащихся,
демонстрируя своё превосходство над ними; и, в результате, к потере связи с
учебным коллективом, потере интереса и критическому снижению мотивации в
обучении немецкому языку.
На сегодняшний
день проблема эффективного выявления лингвистически одарённых детей,
поддержания и последующего развития их способностей наиболее остро стоит в средних
общеобразовательных учреждениях, где деятельность преподавателей немецкого
языка ограничена отсутствием специальной нормативной базы и прописанным в
учебном плане лимитом времени и предусматривает преимущественно индивидуально
ориентированную работу с детьми среднего уровня одарённости и успеваемости, а
также с отстающими учащимися. Работа с лингвистически одарёнными детьми в
условиях современных СОШ, как правило, отдаётся на откуп преподавателю, его
профессиональной заинтересованности и личному энтузиазму.
Такая работа
требует дополнительных затрат времени и сил, поскольку преподаватель,
диагностировав наличие лингвистической одарённости и выявив проблемные моменты
в структуре соей рабочей учебной программы, должен самостоятельно адаптировать
её содержание с учётом потребностей лингвистически одарённых учащихся в составе
конкретной учебной группы, не нарушая при этом интересов других учащихся.
Преподаватель должен в условиях отсутствия соответствующей нормативной базы
самостоятельно расширить комплект учебно-методических материалов, как правило,
руководствуясь индивидуальными мотивами и опираясь на собственные алгоритмы
освоения информации.
Обучение немецкому
языку при этом может осуществляться в двух формах. Во-первых, при обучении
одарённых детей в общем потоке. Во-вторых, на специальных занятиях,
ориентированных преимущественно на одарённых учащихся. Первая форма
предполагает подготовку большого количества дополнительных заданий для
одарённых учащихся наряду с подготовкой заданий для основной массы ребят.
Вторая форма не требует потоковой дифференциации. Здесь преподаватель может
ориентироваться исключительно на одарённых детей, стимулируя их креативное
речетворчество, поиск аутентичных информационных источников, инициируя
самостоятельную и коллективную деятельность учащихся как во время аудиторных
занятий, так и во время выполнения домашних заданий; деятельность, направленную
на последовательное и более глубокое изучение немецкого языка.
Одним из вариантов
решения проблемы раннего выявления потенциальной лингвистической одарённости
учащихся и адекватного её развития может и должна быть интеграция деятельности
преподавателей немецкого языка в условиях дошкольных образовательных
учреждений, средней общеобразовательной школы и специализированных факультетов
высших учебных заведений. Данный тип интеграции позволяет адаптировать
технологии развития лингвистических способностей учащихся, реализуемые на
факультетах иностранных языков в вузах, для учащихся ДОУ и СОШ. Примером такой
интеграции является деятельность преподавателей кафедры немецкого и
французского языков Таганрогского института им. А. П. Чехова в
сотрудничестве с преподавателями немецкого языка средних общеобразовательных
школ г. Таганрога (№5, №6, №10 и др.), обеспечивающая возможность выявления и развития
лингвистической одарённости за счёт вовлечения учащихся во внеклассные
мероприятия различного рода, проводимые совместно СОШ и вузом, в том числе
школьные и студенческие олимпиады и конкурсы, тестирование, тематические
вечера, онлайн и офлайн конференции с участием носителей немецкого языка и
студентами, проходящими или проходившими языковую стажировку в Германии;
открытые уроки, дни открытых дверей, консультации для школьников и
абитуриентов, летняя языковая школа, студенческие и преподавательские
научно-практические конференции, активные психолого-педагогические практики.
Такие мероприятия позволяют не только выявить, но также и стимулировать
развитие лингвистической одарённости, знакомя учащихся со спецификой изучения
немецкого языка, носителями языка, преподавателями и студентами, а также новыми
аутентичными материалами и технологиями.
Работа с
лингвистически одарёнными детьми, в целом, требует безусловного пересмотра
целей и содержания обучению по предмету «Немецкий язык», анализа технологической
составляющей обучения, коррекции УМК, с последующим отражением преобразований в
нормативных учебных документах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий