Мурашова Е. А.

 

Мурашова Е. А.
(г. Таганрог, РФ)
 

Адаптация деятельности преподавателя немецкого языка в условиях работы с лингвистически одарёнными детьми

Реализация личностно ориентированного подхода, ставшего неотъемлемой частью современной образовательной политики, требует создания благоприятных условий для поддержания и стимулирования всестороннего интеллектуального и творческого развития учащихся с разным уровнем подготовки и одарённости.

Одарённые дети, как правило, активно принимают участие в образовательном процессе, демонстрируя более высокую степень заинтересованности в получении новых знаний, большую ориентированность на успех и значительно более широкую базу знаний в сравнении с основной массой учащихся. Лингвистически одарённые дети, проявляющие способности к иностранным языкам, в том числе к немецкому, выделяются на фоне других одарённых учащихся значительно более развитыми способностями к коммуникации, развитой языковой догадкой, языковой интуицией.

Стандартная рабочая учебная программа, так же, как и стандартные, утверждённые МО УМК по немецкому языку, ориентированные на учащихся со средним уровнем успеваемости, не позволяют одарённым учащимся проявить свои способности в полной мере. Это может привести к развитию их, в разной степени, девиантного поведения: эгоцентризму, отсутствию желания вести диалог со сверстниками и с преподавателем, стремлению непрерывно исправлять ошибки других учащихся, демонстрируя своё превосходство над ними; и, в результате, к потере связи с учебным коллективом, потере интереса и критическому снижению мотивации в обучении немецкому языку. 

На сегодняшний день проблема эффективного выявления лингвистически одарённых детей, поддержания и последующего развития их способностей наиболее остро стоит в средних общеобразовательных учреждениях, где деятельность преподавателей немецкого языка ограничена отсутствием специальной нормативной базы и прописанным в учебном плане лимитом времени и предусматривает преимущественно индивидуально ориентированную работу с детьми среднего уровня одарённости и успеваемости, а также с отстающими учащимися. Работа с лингвистически одарёнными детьми в условиях современных СОШ, как правило, отдаётся на откуп преподавателю, его профессиональной заинтересованности и личному энтузиазму.

Такая работа требует дополнительных затрат времени и сил, поскольку преподаватель, диагностировав наличие лингвистической одарённости и выявив проблемные моменты в структуре соей рабочей учебной программы, должен самостоятельно адаптировать её содержание с учётом потребностей лингвистически одарённых учащихся в составе конкретной учебной группы, не нарушая при этом интересов других учащихся. Преподаватель должен в условиях отсутствия соответствующей нормативной базы самостоятельно расширить комплект учебно-методических материалов, как правило, руководствуясь индивидуальными мотивами и опираясь на собственные алгоритмы освоения информации.

Обучение немецкому языку при этом может осуществляться в двух формах. Во-первых, при обучении одарённых детей в общем потоке. Во-вторых, на специальных занятиях, ориентированных преимущественно на одарённых учащихся. Первая форма предполагает подготовку большого количества дополнительных заданий для одарённых учащихся наряду с подготовкой заданий для основной массы ребят. Вторая форма не требует потоковой дифференциации. Здесь преподаватель может ориентироваться исключительно на одарённых детей, стимулируя их креативное речетворчество, поиск аутентичных информационных источников, инициируя самостоятельную и коллективную деятельность учащихся как во время аудиторных занятий, так и во время выполнения домашних заданий; деятельность, направленную на последовательное и более глубокое изучение немецкого языка.

Одним из вариантов решения проблемы раннего выявления потенциальной лингвистической одарённости учащихся и адекватного её развития может и должна быть интеграция деятельности преподавателей немецкого языка в условиях дошкольных образовательных учреждений, средней общеобразовательной школы и специализированных факультетов высших учебных заведений. Данный тип интеграции позволяет адаптировать технологии развития лингвистических способностей учащихся, реализуемые на факультетах иностранных языков в вузах, для учащихся ДОУ и СОШ. Примером такой интеграции является деятельность преподавателей кафедры немецкого и французского языков Таганрогского института им. А. П. Чехова в сотрудничестве с преподавателями немецкого языка средних общеобразовательных школ г. Таганрога (№5, №6, №10 и др.), обеспечивающая возможность выявления и развития лингвистической одарённости за счёт вовлечения учащихся во внеклассные мероприятия различного рода, проводимые совместно СОШ и вузом, в том числе школьные и студенческие олимпиады и конкурсы, тестирование, тематические вечера, онлайн и офлайн конференции с участием носителей немецкого языка и студентами, проходящими или проходившими языковую стажировку в Германии; открытые уроки, дни открытых дверей, консультации для школьников и абитуриентов, летняя языковая школа, студенческие и преподавательские научно-практические конференции, активные психолого-педагогические практики. Такие мероприятия позволяют не только выявить, но также и стимулировать развитие лингвистической одарённости, знакомя учащихся со спецификой изучения немецкого языка, носителями языка, преподавателями и студентами, а также новыми аутентичными материалами и технологиями.

Работа с лингвистически одарёнными детьми, в целом, требует безусловного пересмотра целей и содержания обучению по предмету «Немецкий язык», анализа технологической составляющей обучения, коррекции УМК, с последующим отражением преобразований в нормативных учебных документах.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий