НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Цель
обучения английскому языку в основной школе согласно Государственному
образовательному стандарту основного общего образования Донецкой Народной
Республики заключается в достижение допорогового уровня (в соответствии с
общеевропейскими компетенциями А2 для базового курса, А2+ для
общеобразовательных организаций/классов с углубленным изучением иностранных языков)
иноязычной коммуникативной компетенции [1], которая, в свою очередь, состоит из
языковой, речевой и социокультурной компетенции.
Остановимся
подробнее на формировании языковой компетенции, в частности, на одной из ее
составляющей – грамматической.
Формированию прочных, гибких
навыков грамматического оформления высказывания помогают: осмысление учащимися
существующих связей между аспектами языка, коммуникативным намерением и
грамматическими средствами его оформления; отработка действий по овладению грамматической
стороны речи на значительном по объему лексическом материале и в разных
ситуациях речевого общения.
Этому в значительной степени
способствует организация упражнений, выполняемых с опорой на комплексное
использование зрительной и слуховой наглядности языковых знаков (схемы
предложений и словосочетаний, словесные элементы, графические символы, образцы
речи) и наглядности, представленной, главным образом, с помощью
изобразительного материала [2, с. 27].
Существующие средства
обучения включают печатные (демонстрационные и раздаточные), звуковые, экранные
и экранно-звуковые пособия. Их разносторонние свойства в плане подачи учебного
материала дают возможность наиболее полно реализовать функции наглядности,
позволяют значительно расширить границы его применения при формировании навыков
грамматического оформления высказываний разного уровня.
Сочетание слуховой и
зрительной наглядности позволяет предъявить образец речи в совокупности
характеризующих его признаков.
Слуховая наглядность
(озвученный речевой образец) иллюстрирует эмоциональную выразительность
образца, ритмико-интонационный оформления его составляющих. Овладению
средствами интонационной выразительности речи помогут паузированные
имитационные упражнения. Выполнение их предполагает проговаривание
словосочетаний или фраз в паузы за диктором в обозначенном темпе, с верными
смысловыми ударением и эмоциональными оттенками; корректирует проговаривание
отдельных слов.
Зрительная
(вербально-графическая) наглядность используется для предъявления образца речи,
модели его построения, схем предложений и словосочетаний. Модель отражает
последовательность и коммуникативную направленность фраз, служит опорой при
воспроизведении учащимися сверхфразового единства по аналогии.
Схемы иллюстрируют
особенности лексико-грамматического оформления предложений, способствуют
предупреждению возможных ошибок в речи ученика.
Соотношение модели диалога со
схемами синтаксических конструкций позволяет ученику осознать, какие
грамматические средства могут быть использованы для выражения коммуникативного
намерения [2, с. 27-28].
С опорой на модель и схему
школьники выполняют задания, с помощью которых они учатся задавать вопросы,
отвечать на них, воспроизводить диалог-образец. И. Л. Бим отмечала, что
выполнение таких задач с помощью схематической наглядности позволяет сделать
обучение диалогу более целенаправленным и управляемым, а также избежать
грамматических ошибок при построении предложения.
Широким спектром визуализации учебного материала обладают информационно-коммуникационные технологии. При совершенствовании грамматической компетенции преимуществом применения информационных и коммуникационных технологий является возможность обобщения грамматического материала с помощью интерактивных таблиц, схем, диаграмм, что позволяет значительно сократить объем текстовой информации, а это, в свою очередь, очень важно для образного запоминания грамматического материала. Также визуализация грамматических правил с помощью мультимедиа и гиперссылок позволяет ученику увидеть то, что учитель объясняет. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществить контроль усвоения грамматического материала на достаточно качественном уровне. Тестовые задания на специализированных сайтах по грамматике охватывают огромный грамматический материал и предусматривают выполнение заданий разного уровня. Как правило, все учащиеся в состоянии выполнить простые упражнения базового уровня, а упражнения повышенной сложности выполняются по желанию. За счет увеличения количества упражнений информационно-коммуникационные технологии позволяют интенсифицировать процесс контроля уровня грамматических умений и навыков. Они позволяют сохранять результаты предыдущих тестирований, сравнивать их с последующими результатами и таким образом проследить прогресс учеников во время изучения грамматики [3, с. 77].
Таким образом, мы можем говорить, что наглядность при обучении грамматическим аспектом английского языка позволяет не пpοcтο οвлaдeть нaбοpοм грамматических структур, a выpaбοтaть умение передавать при пοмοщи средств изучaeмοгο языка нeοбxοдимοe cοдepжaниe, пοcтeпeннο накапливая и реализовывая полученные языкοвыe знания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный
образовательный стандарт основного общего образования Донецкой Народной
Республики – Текст : электронный // МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: сайт. – 2021. – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/3041-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya
(дата обращения: 30.09.2020).
2.
Грачева, Н. П. О комплексном использовании средств наглядности в
овладении грамматической стороной речи (англ.) / Н. П. Грачева //
Иностранный язык в школе. – 1991. – № 1. – С. 26-30.
3.
Фоминых, Н. Ю. Дидактические возможности ИКТ по формированию
коммуникативной компетенции учащихся / Н. Ю. Фоминых // Горизонты образования. – 2011. – № 1. – С. 74–79.
Комментариев нет:
Отправить комментарий