Почтовик А. А.

 

Почтовик А. А.
Научный руководитель: ст. преп. Зогова Ю. В.
(г. Горловка, ДНР)
 

НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 

Цель обучения английскому языку в основной школе согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования Донецкой Народной Республики заключается в достижение допорогового уровня (в соответствии с общеевропейскими компетенциями А2 для базового курса, А2+ для общеобразовательных организаций/классов с углубленным изучением иностранных языков) иноязычной коммуникативной компетенции [1], которая, в свою очередь, состоит из языковой, речевой и социокультурной компетенции.

Остановимся подробнее на формировании языковой компетенции, в частности, на одной из ее составляющей – грамматической.

Формированию прочных, гибких навыков грамматического оформления высказывания помогают: осмысление учащимися существующих связей между аспектами языка, коммуникативным намерением и грамматическими средствами его оформления; отработка действий по овладению грамматической стороны речи на значительном по объему лексическом материале и в разных ситуациях речевого общения.

Этому в значительной степени способствует организация упражнений, выполняемых с опорой на комплексное использование зрительной и слуховой наглядности языковых знаков (схемы предложений и словосочетаний, словесные элементы, графические символы, образцы речи) и наглядности, представленной, главным образом, с помощью изобразительного материала [2, с. 27].

Существующие средства обучения включают печатные (демонстрационные и раздаточные), звуковые, экранные и экранно-звуковые пособия. Их разносторонние свойства в плане подачи учебного материала дают возможность наиболее полно реализовать функции наглядности, позволяют значительно расширить границы его применения при формировании навыков грамматического оформления высказываний разного уровня.

Сочетание слуховой и зрительной наглядности позволяет предъявить образец речи в совокупности характеризующих его признаков.

Слуховая наглядность (озвученный речевой образец) иллюстрирует эмоциональную выразительность образца, ритмико-интонационный оформления его составляющих. Овладению средствами интонационной выразительности речи помогут паузированные имитационные упражнения. Выполнение их предполагает проговаривание словосочетаний или фраз в паузы за диктором в обозначенном темпе, с верными смысловыми ударением и эмоциональными оттенками; корректирует проговаривание отдельных слов.

Зрительная (вербально-графическая) наглядность используется для предъявления образца речи, модели его построения, схем предложений и словосочетаний. Модель отражает последовательность и коммуникативную направленность фраз, служит опорой при воспроизведении учащимися сверхфразового единства по аналогии.

Схемы иллюстрируют особенности лексико-грамматического оформления предложений, способствуют предупреждению возможных ошибок в речи ученика.

Соотношение модели диалога со схемами синтаксических конструкций позволяет ученику осознать, какие грамматические средства могут быть использованы для выражения коммуникативного намерения [2, с. 27-28].

С опорой на модель и схему школьники выполняют задания, с помощью которых они учатся задавать вопросы, отвечать на них, воспроизводить диалог-образец. И. Л. Бим отмечала, что выполнение таких задач с помощью схематической наглядности позволяет сделать обучение диалогу более целенаправленным и управляемым, а также избежать грамматических ошибок при построении предложения.

Широким спектром визуализации учебного материала обладают информационно-коммуникационные технологии. При совершенствовании грамматической компетенции преимуществом применения информационных и коммуникационных технологий является возможность обобщения грамматического материала с помощью интерактивных таблиц, схем, диаграмм, что позволяет значительно сократить объем текстовой информации, а это, в свою очередь, очень важно для образного запоминания грамматического материала. Также визуализация грамматических правил с помощью мультимедиа и гиперссылок позволяет ученику увидеть то, что учитель объясняет. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществить контроль усвоения грамматического материала на достаточно качественном уровне. Тестовые задания на специализированных сайтах по грамматике охватывают огромный грамматический материал и предусматривают выполнение заданий разного уровня. Как правило, все учащиеся в состоянии выполнить простые упражнения базового уровня, а упражнения повышенной сложности выполняются по желанию. За счет увеличения количества упражнений информационно-коммуникационные технологии позволяют интенсифицировать процесс контроля уровня грамматических умений и навыков. Они позволяют сохранять результаты предыдущих тестирований, сравнивать их с последующими результатами и таким образом проследить прогресс учеников во время изучения грамматики [3, с. 77].

Таким образом, мы можем говорить, что наглядность при обучении грамматическим аспектом английского языка позволяет не пpοcтο οвлaдeть нaбοpοм грамматических структур, a выpaбοтaть умение передавать при пοмοщи средств изучaeмοгο языка нeοбxοдимοe cοдepжaниe, пοcтeпeннο накапливая и реализовывая полученные языкοвыe знания. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Донецкой Народной Республики – Текст : электронный // МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: сайт. – 2021. – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/3041-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya (дата обращения: 30.09.2020).

2. Грачева, Н. П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной речи (англ.) / Н. П. Грачева // Иностранный язык в школе. – 1991. – № 1. – С. 26-30.

3. Фоминых, Н. Ю. Дидактические возможности ИКТ по формированию коммуникативной компетенции учащихся / Н. Ю. Фоминых // Горизонты образования. – 2011. – № 1. – С. 74–79.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий