Максименко А. В.(г. Донецк, ДНР)
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Анализ
научно-педагогической литературы показывает, что одним из влиятельных
инструментов обучения является обратная связь, которая дает представление об
успешности образовательного процесса, информирует преподавателя о возникших
проблемах обучающегося и его достижениях, что позволяет, в свою очередь,
определить уровень достижения цели занятия. Иными словами, обратную связь можно
представить как процесс отправки и получения комментариев о конкретных
действиях, которые ведут к достижению учебной цели [1, с. 32]. В контексте
дистанционного образования эффективная обратная связь является одним из
ключевых условий успешного обучения.
За последние годы
значительно увеличилось количество инструментов, доступных для облегчения
предоставления обратной связи (как письменной, так и устной) при изучении
английского языка.
Одними из
возможностей цифровых технологий в области обратной связи является легкость, с
которой можно записать речь. Отправка текстовых сообщений и электронной почты,
голосовых и видео сообщений, а также автоматическая транскрипция речи на
смартфонах и компьютерах становятся частью повседневной жизни. Эти записи
значительно расширяют диапазон возможностей обратной связи, особенно при
сравнении с непродолжительностью устной речи на занятиях. Существует широкое
различие между обратной связью, которая опосредована технологиями (например,
письменный отзыв от преподавателя по электронному документу) и отзывом, который
автоматизирован посредством технологии (например, проверка орфографии).
Онлайн-эквивалент
мгновенной обратной связи на устную речь возможен на большинстве платформ
(таких как Skype, Zoom), где голосовое
взаимодействие и текстовые комментарии могут быть объединены. Однако цифровые
технологии чаще всего используются для асинхронной (или отложенной) обратной
связи на письменную и устную английскую речь. Отзыв может быть в формате
текста, аудио (с видео или без него) или их комбинация. Предоставляя
обучающимся обратную связь онлайн, лучше всего начать с текстового отзыва прежде
чем перейти к аудио, которое, если оно дано на английском языке, может быть
труднее понято [2, с. 89].
Большинство
текстовых отзывов создаются с помощью таких программ, как Microsoft Word
или Google Docs, где присутствуют
текстовые аннотации (подчеркивание, выделение), комментарий, рамки, сноски и
возможность сравнения двух документов. К тому же, гиперссылки на полезные
ресурсы (словари, грамматический комментарий или типовые ответы) могут быть
легко включены в отзыв. Обратная связь в формате аудио, используя либо
инструмент звукозаписи на мобильном телефоне либо ноутбук, позволяет получить
более обширную обратную связь, поскольку можно передать в три-четыре раза
больше отзывов, чем их было бы написано за такое же количество времени. При
сопровождении аудио отзыва письменными заметками также можно добиться большей
ясности в понимании посыла сообщения. Отзывы такого рода могут быть более
персонализированными, позволяют преподавателям четко прокомментировать работу
обучающегося и помогают установить взаимопонимание. Большинство студентов
предпочитают такой тип обратной связи чисто письменным комментариям [2, c. 181].
Комбинирование
текстовой и звуковой обратной связи с помощью программного обеспечения для
создания снимков экрана (например, Screencast-O-Matic или Snagit) предлагает
еще больший потенциал. Данные программы позволяют снимать видео экрана
преподавателя, когда он просматривает и комментирует работу обучающегося,
одновременно записывая комментарий. Данный вид работы сравним с присутствием
преподавателя в комнате рядом с обучающимся, но также и имеет дополнительное
преимущество, позволяющее обучающемуся воспроизвести снимок экрана несколько
раз, тем самым предлагая возможности для обширной практики аудирования и чтения
[3]. Опасность программного обеспечения для захвата звука и экрана состоит в
том, что преподаватель может перегрузить обучающегося комментариями. Заранее
принятое решения о том, какой тип обратной связи использовать, может помочь
предотвратить перегрузку.
В последние годы
также произошло быстрое развитие технологий для предоставления автоматической
обратной связи. Используя сочетание компьютерной лингвистики и искусственного
интеллекта, системы автоматической оценки письма (Automated Writing Evaluation) сканируют текст для поиска возможных ошибок.
Большинство этих систем не были разработаны для людей, изучающих английский
язык, но существует один такой автоматический инструмент обратной связи – Write
& Improve. Обучающиеся копируют и вставляют текст, который они написали, и
получают оценку (с использованием Общеевропейских компетенций владения
иностранным языком – CERF) за свою работу
вместе с предложениями по улучшению качества письма. После внесения изменений
текст может быть отправлен повторно неограниченное количество раз. Та же
команда разработчиков создала автоматизированный инструмент Speak &
Improve, где обучающиеся общаются с голосовым роботом и получают отзывы на
английском языке.
Однако системы
автоматической оценки письма не являются надежными и могут иногда предложить
исправить уже и так правильную фразу, или пропустить некоторые ошибки, но
точность таких систем улучшается. Эти системы обычно используют балльную оценку
вероятности для расчета возможности ошибки и предлагают косвенную,
полу-указательную обратную связь. Oни более эффективны
при обнаружении ошибок более низкого уровня владения языком и пока не умеют
определять проблемы с контентом, организацией текста или стилем [4, c. 134].
Из-за этих ограничений систему автоматической оценки письма лучше всего использовать в сочетании с обратной связью преподавателя. Данный инструмент может освободить учителей от части их нагрузки, но, если использовать его вместо других форм обратной связи, существует риск ограниченного взгляда на владение обучающимся языком касательно грамматических и словесных выражений.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Жаксылыкова, Г. Т. Дистанционное обучение: эффективная обратная связь
как ключевое условие его успешности / Г. Т. Жаксылыкова,
С. К. Шайхсаламова // Danish Scientific Journal. – 2020. – №35.– С. 32–35.
2. Olesova, L. The effectiveness of feedback in
asynchronous online courses for non-native speakers of English. /
L. Olesova, J. Richardson. // Digital Language Learning and Teaching.
– New York : Routledge, 2017. – P. 79–92.
3. Stannard, R. A genuine innovation in the delivery
and form of feedback on students’ written work / R. Stannard. // Digital
Language Learning and Teaching. – New York : Routledge, 2017. – P. 179–187.
4. Stevenson, M. Automated feedback and second
language writing / M. Stevenson, A. Phatiki. In Hyland, K. and
Hyland, F. (Eds.) // Feedback in Second Language Writing. – Cambridge :
Cambridge University Press, 2019. – P. 125–141.
Комментариев нет:
Отправить комментарий