Грицкова Н. В., Жовнир Ю. А.

 

Грицкова Н. В., Жовнир Ю. А.

(г. Луганск, ЛНР) 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ФРЕДЕРИКА БЕГБЕДЕРА 

На сегодняшний день, проблема авторского стиля привлекает внимание все большего количества лингвистов и литературоведов, так как она была и остается актуальной, что связано с интересом к внутреннему миру произведения и выявлению его закономерностей. Авторский стиль – это, прежде всего то, что отличает писателя от множества других, то, что выделяет его и привлекает читателей, отражает его мировоззрение и мироощущение. Индивидуальный авторский стиль присущ всем крупным писателям. Тема индивидуального стиля изучалась такими учеными, как В. В. Виноградов, А. В. Федоров, М. М. Бахтин, М. П. Брандес, Ю. М. Лотман и другие.

М. М. Бахтин определил индивидуальный стиль как «глубинный индивидуально-психологический механизм, отраженный в тексте, «сквозной принцип» построения художественной формы, сообщающий ощутимую целостность, единый тон и колорит произведения, а в более конкретном смысле – непосредственно лингвостилистическая структура, отражающая в корпусе произведений творческую манеру какого-либо автора». Стиль представляет собой связь как внутреннего содержания, так и внешней формы, которая служит оформлением, художественно-образной «оболочкой» текста произведения [1, c. 173]. Итак, с внешней стороны, стиль автора – это характерные особенности языка произведений одного автора, заключающиеся в выборе героев, композиционных особенностях текста, языке героев, речевых особенностях собственно авторского текста.

С другой стороны, в художественном тексте мы всегда встречаемся с образом автора, который явно или скрыто присутствует в тексте и дает нам возможность понять отношение автора к изложенным в произведении событиям. Образ автора активно участвует в жизни героев, входит в сюжет произведения, выражает свое отношение к происходящему и персонажам, комментирует действие и вступает в диалог с читателем [5, c. 178].

Что касается, индивидуального стиля Фредерика Бегбедера, то мы можем утверждать, что писатель создал свой уникальный стиль, основными чертами которого являются:

1) автобиографичность: герои его произведений похожи на самого Ф. Бегбедера – профессия, предпочтения, возраст, а иногда происходит слияние героя и автора, как например, в романе «Любовь живет три года» главный герой Марк Марронье говорит: «Марк Марронье умер. Я убил его. Отныне здесь только я, а зовут меня Фредерик Бегбедер» [2, c. 185]. В романе «Романтический эгоист» мы встречаем: «Некоторые утверждают, что меня зовут Оскар Дюфрен; прочие полагают, что мое настоящее имя – Фредерик Бегбедер. Иногда я сам теряюсь» [3, c. 24]. Иногда автор появляется в произведении в качестве наблюдателя, как например, в романе «Windows on the world». Кроме этого, часто встречаются отсылки на реальные факты из биографии писателя.

2) диалогичность: Ф. Бегбедер ведет активный диалог идей с произведениями XX века, в частности, с антиутопиями Дж. Оруэла, О. Хаксли и Ч. Паланика. В его романах присутствуют основные формы интертекстуальности – аллюзии, пародии и цитаты.

3) композиционные особенности: некоторые романы писателя имеют особую композицию. Например, роман «99 франков» делится на шесть частей, которые называются «je», «tu», «il», «nous», «vous», «ils» («я», «ты», «он», «мы», «вы», «они»). Писатель использует личные местоимения для того, чтобы подчеркнуть с грамматической точки зрения особенность композиции – название структурной части соответствует тому лицу, от которого ведется повествование. Примечательно то, что каждая глава завершается «рекламным роликом». Таким образом, автор приблизил свою книгу к сериалу, который показывают по телевизору, и который постоянно прерывается надоедливой рекламой. В финале романа Ф. Бегбедер раскрывает читателю тайну выбора специфической композиции: «...хорошо бы перестать спрягать глаголы; я ты он мы вы они; стать инфинитивом; исчезнуть всерьез и надолго...» [4, c.  81 – 282]. Позволяя читателю посмотреть на описанный в романе мир под разными углами, писатель в финале произведения освобождается от условностей.

4) изобилие средств выразительности: отличительной чертой произведений Ф. Бегбедера является выразительность изложения. Мы часто встречаем рекламные слоганы, лозунги, сленг, жаргон, окказионализмы, а также англицизмы, которые занимают особое место в произведениях писателя.

В заключение, мы можем сказать, что Фредерик Бегбедер в процессе своего творчества создал свой уникальный стиль, который отличается сложностью и эксцентричностью. Писатель соединяет философские размышления с жаргонной лексикой. Его романы – это сложные произведения антиутопической направленности, ведь за цинизмом и ироничностью можно разглядеть разочарование «сына тысячелетия».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн, Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. – 5-е изд. – М. : Высшая школа, 2006. – С. 172 – 191.

2. Бегбедер, Ф. Любовь живет три года / Ф. Бегбедер; пер. с франц. Н. Хотинская. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 192 с.

3. Бегбедер, Ф. Романтический эгоист / Ф. Бегбедер; пер. с франц. М. Зонина. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 320 с.

4. Бегбедер, Ф. 99 франков / Ф. Бегбедер; пер. с франц. И. Волевич – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 288 с.

5. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство. – СПб., 1998. – С. 153 – 285.

Комментариев нет:

Отправить комментарий