Батаева Ф. А., Бегалина Л. Д.

 

Батаева Ф. А., Бегалина Л. Д.

(г. Кокшетау, Казахстан)

 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Чтение – одна из составляющих образовательного процесса обучения иностранному языку. Это обязательно для каждого студента. Курс обучения чтению следует планировать таким образом, чтобы как можно быстрее и с наименьшими затратами энергии обеспечить развитие необходимых навыков у студентов. Чтение текста в образовательном процессе всегда должно выступать в качестве акта общения, то есть быть направленным на его понимание, причем в той степени и полноте, которые соответствуют развиваемому в данный момент типу чтения.

Какие виды чтения можно использовать в учебном процессе? Существует четыре типа чтения, которые различают методику обучения: просмотр, ознакомление, поиск и обучение [1, с. 56] Прежде всего, требуется вводное чтение, а затем поиск, когда известно, что есть некоторая информация, и поиск необходимой информации продолжается. И, наконец, поиск и обучение чтению - когда требуется точное воспроизведение информации, последнее требует большого знания материала и быстрого беглого чтения.

Просмотр и знакомство с текстом – это, по сути, две фазы одного явления - предварительный поиск информации, поэтому два типа чтения можно объединить в единое целое, дав ему определение того, как чтение с общим охватом содержания. Этот тип чтения является одним из «быстрых» видов чтения и по своей природе приближается к настоящему чтению [2, с.78].

При чтении с «общим охватом содержания» должны быть выполнены следующие требования к тексту:

1. Текст должен быть оригинальным без адаптации.

2. Ответственный в плане языковых трудностей, но тоже не очень простой.

3. Информативный - нести новую интересную информацию.

4. Представьте целостное целое.

5. Желательно, чтобы заголовок текста не содержал конкретных указаний на его содержание.

Особенности чтения с «общим охватом содержания» могут быть:

1. Быстрый темп чтения текста 200-220 слов в минуту с пониманием 70-75%.

2. Выборочный подход к чтению: отделение главной мысли от второстепенной.

3. Отсутствие установки для последующего воспроизведения полученной информации.

 4. Создание общего представления о содержании текста.

В то же время для чтения с «общим охватом содержания» необходимо обладать: умением определять основную тему мысли текста, умением различать главную идею текста и суть текста. главные герои, умение разбивать текст на смысловые части и составить для них план или анкету с ключевыми словами, умение ориентироваться по словам-сигналам относительно содержания, умение обращать внимание на дополнительные типы информации (заголовок, подзаголовок, диаграммы, таблицы и т. д.).

Для развития этих навыков существует широкий спектр упражнений, ведущих к реальной работе с текстом и глубокому пониманию прочитанного. С учетом различных задач студента по изучению, ознакомлению, поиску и просмотру чтения соотношение основных показателей – уровня и глубины понимания – может быть различным.

Количественная характеристика текстового управления не будет одинаковой для разных типов чтения. При обучении чтению, требующему полного понимания всей информации, показателями сформированности навыка этого вида чтения являются все факты текста (понимание 100% информации). При поисковом чтении требуется понимание данной информации, что является признаком сформированности навыков данного вида чтения.

Основным количественным показателем понимания при вводном чтении является понимание основного содержания (75%) текстовой информации. Исходя из всего этого, при составлении задач управления необходимо идентифицировать объекты управления, соответствующие объему извлекаемой информации при определенном типе чтения. В качестве дополнительных показателей сформированности чтения можно выделить правильность произношения слов при чтении вслух, ритм и выразительность чтения, темп чтения. Следует учитывать скорость чтения, так как для каждого вида чтения показателем его формирования является не только объем понятой информации, но и время, затраченное на ее понимание и осмысление.

Обучение чтению начинается с беглого изучения всего текста, чтения заголовка, первого и последнего предложений, чтобы определить тему текста. Далее следует внимательное прочтение текста. Как способ контроля понимания чаще всего используется перевод. Желательно сделать это в письменной форме, чтобы установить, что именно вызывает трудности у студентов.

Развитие этих навыков предполагает долгую кропотливую работу и выполнение системы упражнений.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Соловова, Э. Методы обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Э. Соловова. – М. : Издательство Астрель, 2008 – 187 с.

2. Сафонова, В. В. Проблемные задания на уроках иностранного языка / В. В. Сафонова. – Москва. Еврошкола, 2000. – 212 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий