Лахно С. В.Научный руководитель: ст. преп. Зогова Ю. В.(г. Горловка, ДНР)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
За последние десятилетия использование
кибернетического пространства в учебных целях является новым направлением общей
дидактики и частичной методики, так как происходящие изменения касаются всех
сторон учебного процесса, начиная с выбора приема и стиля работы, заканчивая
изменениями требований к академическому уровню обучающихся.
Интернет несет в себе огромный
потенциал образовательных услуг, которые включают в себя информирование всех
участников образовательного процесса по широкому кругу тем, связанных с
обучением и преподавательской деятельностью. Современные компьютерные телекоммуникационные
сети предоставляют своим пользователям возможность использовать базы данных
Сети и информационно-поисковые системы, библиотечные каталоги и мощные по
объему памяти файл-серверы, которые могут помочь учителю и его ученикам
приобщиться к мировым информационным ресурсам и организовать учебную
деятельность на качественно другом, более высоком и эффективном уровне.
Широкое непосредственное общение с
носителями языка и свободный обмен мнениями с партнерами естественным образом
стимулируют мощную мотивацию к овладению иностранным языком, способствуют
приобретению различных языковых умений и навыков. Общение с носителями языка,
даже телекоммуникационное, привлекает ученика к языковой
предметно-коммуникативной деятельности, обеспечивая тем самым наиболее
благоприятные условия для ее эффективного усвоения.
Технология электронной подачи
дидактической информации и, что особенно важно, организация поиска и доступа к
этой информации позволяют эффективно решать некоторые частные дидактические
задачи при обучении иностранным языкам.
Хорошо известно, чтобы изучить иностранный язык, надо
обладать огромным количеством информации, что актуально и при изучении родного
языка. Разница заключается в том, что родной язык мы изучаем достаточно долгое
время, чтобы нужную информацию найти и усвоить. Те, кто изучает иностранный
язык, такой возможности не имеют и вынуждены искать и другие пути, чтобы в
короткие сроки получить и усвоить как можно больше материала. Роль таких
накопителей выполняют подручные учебные пособия на печатной основе: словари,
грамматические справочники, учебники. Но возможности электронных накопителей
информации практически неограниченные, простые и эффективные технологии
организации и поиска позволяют аккумулировать огромные объемы лексической,
грамматической, орфографической и даже аудиоинформации по изучаемому языку [1,
с. 39].
Поэтому при организации современного
урока иностранного языка мы можем использовать возможности сети Интернет при
подборе аутентичных материалов для чтения на уроке по изучаемой теме,
проведения устных обсуждений и дискуссий по информации, полученной из ресурсов
сети Интернет, а затем организация общей дискуссии всего класса, для проведения
лингвистического анализа определенных сообщений, устных или письменных
высказываний носителей языка, имеющие в своем составе фразеологизмы, идиомы,
пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования
изучаемого языка в культуре народа. Кроме того, можно использовать материалы
электронных грамматических справочников, электронных словарей, справочников
страноведческого характера, находящихся в открытом доступе, и предлагаемые в
них упражнения для интеграции в урок.
Таким образом, используя
информационные ресурсы Интернета, интегрируя их в учебный процесс при
соответствующей методической интерпретации, можно эффективнее решать целый ряд
дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, используя материалы
разной степени сложности;
- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных
звуковых текстов сети Интернет;
- совершенствовать умение монологической высказываний на
основе проблемного обсуждения материалов сети Интернет;
- совершенствовать умение письменной речи, привлекая детей к
переписке по электронной почте с носителями языка;
- пополнять свой словарный запас (активный и пассивный)
лексикой современного иностранного языка;
- знакомиться с страноведческой знаниями, включающих в себя
речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях
общения, особенности культуры, традиций страны, чей язык изучается;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности
учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов,
обсуждения «горячих» проблем, интересующих учащихся [2, с. 93].
Подытоживая выше сказанное, мы можем
утверждать, что использование компьютерных информационных сетей для обучения
иностранным языкам способно обеспечить решение дидактических задач формирования иноязычной коммуникативной
компетенции, что дает возможность в дальнейшем проанализировать и подобрать определенные услуги и
ресурсы Сети для решения каждой конкретной задачи, что поможет учителям
иностранного языка сделать процесс обучения более эффективным и результативным.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Дмитриева, Е. И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения
иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей /
Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. – 1997. – №2. – С.
39–41.
2. Раздорская, Н. В. Использование Интернет-ресурсов
при работе с общественно-политическими информационными материалами на японском
языке / Н. В. Раздорская // Иностранные языки в школе. – 2007. – №1. – С.
91–98.
Комментариев нет:
Отправить комментарий