Лахно С. В.

 

Лахно С. В.
Научный руководитель: ст. преп. Зогова Ю. В.
(г. Горловка, ДНР) 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

За последние десятилетия использование кибернетического пространства в учебных целях является новым направлением общей дидактики и частичной методики, так как происходящие изменения касаются всех сторон учебного процесса, начиная с выбора приема и стиля работы, заканчивая изменениями требований к академическому уровню обучающихся.

Интернет несет в себе огромный потенциал образовательных услуг, которые включают в себя информирование всех участников образовательного процесса по широкому кругу тем, связанных с обучением и преподавательской деятельностью. Современные компьютерные телекоммуникационные сети предоставляют своим пользователям возможность использовать базы данных Сети и информационно-поисковые системы, библиотечные каталоги и мощные по объему памяти файл-серверы, которые могут помочь учителю и его ученикам приобщиться к мировым информационным ресурсам и организовать учебную деятельность на качественно другом, более высоком и эффективном уровне.

Широкое непосредственное общение с носителями языка и свободный обмен мнениями с партнерами естественным образом стимулируют мощную мотивацию к овладению иностранным языком, способствуют приобретению различных языковых умений и навыков. Общение с носителями языка, даже телекоммуникационное, привлекает ученика к языковой предметно-коммуникативной деятельности, обеспечивая тем самым наиболее благоприятные условия для ее эффективного усвоения.

Технология электронной подачи дидактической информации и, что особенно важно, организация поиска и доступа к этой информации позволяют эффективно решать некоторые частные дидактические задачи при обучении иностранным языкам.

Хорошо известно, чтобы изучить иностранный язык, надо обладать огромным количеством информации, что актуально и при изучении родного языка. Разница заключается в том, что родной язык мы изучаем достаточно долгое время, чтобы нужную информацию найти и усвоить. Те, кто изучает иностранный язык, такой возможности не имеют и вынуждены искать и другие пути, чтобы в короткие сроки получить и усвоить как можно больше материала. Роль таких накопителей выполняют подручные учебные пособия на печатной основе: словари, грамматические справочники, учебники. Но возможности электронных накопителей информации практически неограниченные, простые и эффективные технологии организации и поиска позволяют аккумулировать огромные объемы лексической, грамматической, орфографической и даже аудиоинформации по изучаемому языку [1, с. 39].

Поэтому при организации современного урока иностранного языка мы можем использовать возможности сети Интернет при подборе аутентичных материалов для чтения на уроке по изучаемой теме, проведения устных обсуждений и дискуссий по информации, полученной из ресурсов сети Интернет, а затем организация общей дискуссии всего класса, для проведения лингвистического анализа определенных сообщений, устных или письменных высказываний носителей языка, имеющие в своем составе фразеологизмы, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа. Кроме того, можно использовать материалы электронных грамматических справочников, электронных словарей, справочников страноведческого характера, находящихся в открытом доступе, и предлагаемые в них упражнения для интеграции в урок.

Таким образом, используя информационные ресурсы Интернета, интегрируя их в учебный процесс при соответствующей методической интерпретации, можно эффективнее решать целый ряд дидактических задач на уроке:

-       формировать навыки и умения чтения, используя материалы разной степени сложности;

-       совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

-       совершенствовать умение монологической высказываний на основе проблемного обсуждения материалов сети Интернет;

-       совершенствовать умение письменной речи, привлекая детей к переписке по электронной почте с носителями языка;

-       пополнять свой словарный запас (активный и пассивный) лексикой современного иностранного языка;

-       знакомиться с страноведческой знаниями, включающих в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны, чей язык изучается;

-       формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения «горячих» проблем, интересующих учащихся [2, с. 93].

Подытоживая выше сказанное, мы можем утверждать, что использование компьютерных информационных сетей для обучения иностранным языкам способно обеспечить решение дидактических задач формирования иноязычной коммуникативной компетенции, что дает возможность в дальнейшем проанализировать и подобрать определенные услуги и ресурсы Сети для решения каждой конкретной задачи, что поможет учителям иностранного языка сделать процесс обучения более эффективным и результативным. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева, Е. И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей / Е. И. Дмитриева // Иностранные языки в школе. – 1997. – №2. – С. 39–41.

2. Раздорская, Н. В. Использование Интернет-ресурсов при работе с общественно-политическими информационными материалами на японском языке / Н. В. Раздорская // Иностранные языки в школе. – 2007. – №1. – С. 91–98.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий