ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Проблема
формирования современной личности, которая готова отстаивать свою гражданскую
позицию, опираясь на знание закона и права, актуальна и прогрессивна. Система
образования в молодом государстве Донецкой Народной Республике реформируется и
совершенствуется, стремясь достигнуть намеченных долгосрочных целей, стараясь
соответствовать современному состоянию общества. Рабочие программы дисциплин
высших учебных заведений содержат требования к общекультурным и
профессиональным компетенциям в вопросах образования и воспитания личности
студента.
Основной
целью данного исследования является определение значения средств иностранного
языка для формирования правовой культуры современной компетентной и
конкурентоспособной личности.
Для
решения поставленной проблемы прежде всего следует определить значения понятий
«правосознание» и «правовая культура». Существует большое количество подходов к
определению данных понятий. Правосознание является одной из форм общественного
сознания, которая представляет собой систему правовых взглядов, представлений,
убеждений, оценок и чувств. Правосознание определяет отношение гражданина,
общества, государства к системе права, правовым явлениям, поведению людей в
данной системе правоотношений. Проблемами
правового сознания в различные периоды времени занимались:
Е. А. Белканов, К. Т. Вельский, А. А. Бондарев,
Н. Л. Гранат, И. А. Ильин, Д. А. Керимов,
Э. В. Кузнецов, В. П. Малахов, В. А. Туманов,
В. И. Шанин и др.
Формирование высокого уровня правосознания в настоящее время
становится центральной идеей всего юридического образования, поскольку от
качественного решения данной задачи напрямую зависит профессиональный уровень
выпускника: его компетентность, практическая готовность к будущей профессии,
устойчивость к профессиональной деформации и многое другое [3; с. 4].
Правовая культура рассматривается как особое социальное
явление, качественно характеризующее правовое сознание как отдельной личности,
так и общества в целом. Правовая культура является неотъемлемой частью общей
культуры народа, она определяет его менталитет и уровень развития государства и
общества в целом [1]. Правовая культура личности – это уровень овладения
правовыми знаниями в своей деятельности, а также совокупность представлений,
убеждений, чувств индивида, в которых
выражено отношение к действующему праву [2; с. 255].
Иностранный язык является той дисциплиной, которая в системе
других дисциплин способствует общему культурному и профессиональному развитию
личности выпускника высшего учебного заведения. Изучение иностранного языка в
современных условиях обусловливается объективными причинами: расширением
международных связей, укреплением профессионально-деловых связей, обменом
опытом профессионального мастерства и др. Средства иностранного языка,
включенные в систему высшего профессионального образования, способствуют
расширению кругозора на основе страноведческих реалий выбранной сферы
деятельности, повышению уровня языковых навыков студента на иностранном языке и
т. п.
Основной задачей формирования правосознания личности
средствами иностранного языка является ориентирование программных целей
содержания обучения иностранному языку на профессионально-ориентированные
результаты. Студент высшего учебного заведения совершенствует умение
воспринимать и интерпретировать иноязычные тексты и способность организовывать
и поддерживать различные формы речевой коммуникации.
Таким образом, комплексное формирование правосознания в системе правовой культуры личности студента должно осуществляться в следующем порядке. В первую очередь, правовое сознание формируется в соответствии с правовой идеологией государства. Далее следует организация системы воспитания правовой культуры на основе материалов и средств иностранного языка во взаимосвязи с личностно-ориентированным и профессионально-ориентированным подходами к обучению. Следующий этап – применение педагогических приемов и технологий, обеспечивающих эффективное воспитание и обучение студентов, формирующих комплексные общекультурные и профессиональные компетенции. Заключительный этап – анализ методологических факторов, приемов и технологий, а также анализ результатов воспитательной и образовательной деятельности, обусловливающих эффективность формирования правосознания личности студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левитан, К. М. Юридическая педагогика : учебник / К. М. Левитан. – М.: Норма, 2008. – 432 с.
2. Тюрдё, Н. С. Формирование правосознания студентов
профессиональных спортивных вузов [Электронный ресурс] / Н. С. Тюрдё, В. А. Ливенцова.
– Режим доступа : https://www.cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravosoznaniya-studentov-professionalnyh-sportivnyh-vuzov
(дата обращения: 30.10.2020).
3. Пуленко, Г. А. Воспитание правового сознания
студентов в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук :
спец. 13.00.08 / Г. А. Пуленко. – Ростов-на-Дону, 2007. – 180 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий