Ливенцова В. А.

 
Ливенцова В. А.
(г. Донецк, ДНР)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Проблема формирования современной личности, которая готова отстаивать свою гражданскую позицию, опираясь на знание закона и права, актуальна и прогрессивна. Система образования в молодом государстве Донецкой Народной Республике реформируется и совершенствуется, стремясь достигнуть намеченных долгосрочных целей, стараясь соответствовать современному состоянию общества. Рабочие программы дисциплин высших учебных заведений содержат требования к общекультурным и профессиональным компетенциям в вопросах образования и воспитания личности студента.

Основной целью данного исследования является определение значения средств иностранного языка для формирования правовой культуры современной компетентной и конкурентоспособной личности.

Для решения поставленной проблемы прежде всего следует определить значения понятий «правосознание» и «правовая культура». Существует большое количество подходов к определению данных понятий. Правосознание является одной из форм общественного сознания, которая представляет собой систему правовых взглядов, представлений, убеждений, оценок и чувств. Правосознание определяет отношение гражданина, общества, государства к системе права, правовым явлениям, поведению людей в данной системе правоотношений. Проблемами правового сознания в различные периоды времени занимались: Е. А. Белканов, К. Т. Вельский, А. А. Бондарев, Н. Л. Гранат, И. А. Ильин, Д. А. Керимов, Э. В. Кузнецов, В. П. Малахов, В. А. Туманов, В. И. Шанин и др.

Формирование высокого уровня правосознания в настоящее время становится центральной идеей всего юридического образования, поскольку от качественного решения данной задачи напрямую зависит профессиональный уровень выпускника: его компетентность, практическая готовность к будущей профессии, устойчивость к профессиональной деформации и многое другое [3; с. 4].

Правовая культура рассматривается как особое социальное явление, качественно характеризующее правовое сознание как отдельной личности, так и общества в целом. Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, она определяет его менталитет и уровень развития государства и общества в целом [1]. Правовая культура личности – это уровень овладения правовыми знаниями в своей деятельности, а также совокупность представлений, убеждений, чувств индивида, в которых выражено отношение к действующему праву [2; с. 255].

Иностранный язык является той дисциплиной, которая в системе других дисциплин способствует общему культурному и профессиональному развитию личности выпускника высшего учебного заведения. Изучение иностранного языка в современных условиях обусловливается объективными причинами: расширением международных связей, укреплением профессионально-деловых связей, обменом опытом профессионального мастерства и др. Средства иностранного языка, включенные в систему высшего профессионального образования, способствуют расширению кругозора на основе страноведческих реалий выбранной сферы деятельности, повышению уровня языковых навыков студента на иностранном языке и т. п.

Основной задачей формирования правосознания личности средствами иностранного языка является ориентирование программных целей содержания обучения иностранному языку на профессионально-ориентированные результаты. Студент высшего учебного заведения совершенствует умение воспринимать и интерпретировать иноязычные тексты и способность организовывать и поддерживать различные формы речевой коммуникации.

Таким образом, комплексное формирование правосознания в системе правовой культуры личности студента должно осуществляться в следующем порядке. В первую очередь, правовое сознание формируется в соответствии с правовой идеологией государства. Далее следует организация системы воспитания правовой культуры на основе материалов и средств иностранного языка во взаимосвязи с личностно-ориентированным и профессионально-ориентированным подходами к обучению. Следующий этап – применение педагогических приемов и технологий, обеспечивающих эффективное воспитание и обучение студентов, формирующих комплексные общекультурные и профессиональные компетенции. Заключительный этап – анализ методологических факторов, приемов и технологий, а также анализ результатов воспитательной и образовательной деятельности, обусловливающих эффективность формирования правосознания личности студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левитан, К. М. Юридическая педагогика : учебник / К. М. Левитан. – М.: Норма, 2008. – 432 с.

2. Тюрдё, Н. С. Формирование правосознания студентов профессиональных спортивных вузов [Электронный ресурс] / Н. С. Тюрдё, В. А. Ливенцова. – Режим доступа : https://www.cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravosoznaniya-studentov-professionalnyh-sportivnyh-vuzov (дата обращения: 30.10.2020).

3. Пуленко, Г. А. Воспитание правового сознания студентов в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 / Г. А. Пуленко. – Ростов-на-Дону, 2007. – 180 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий