Моторина С. А.

 

Моторина С. А.
Научный руководитель: ст. преп.  Пантыкина Н. И.
(г. Луганск, ЛНР) 

Использование художественных фильмов при обучении иностранному языку 

        С каждым годом развитие технологий продвигается на шаг вперед, появляются новые гаджеты, программы, игры, а также с развитием технологий возникают и новые методы обучения, которые обновляются и совершенствуются. Все это помогает учащимся быстрее и легче воспринимать информацию, то есть тяжелые для восприятия традиционные формы речевого общения заменяются на более легкие образные формы языка технологий.

В данной статье рассматривается проблема воздействия художественных фильмов на обучающихся, так как накопленный мировой опыт преподавания иностранных языков свидетельствует нам о том, что просмотр художественных фильмов больше всего захватывает внимание учащихся. Потому что при просмотре фильмов ученик погружается в атмосферу той страны, язык которой изучает, это отличная возможность для того, чтобы увидеть и услышать реальные ситуации речевого и неречевого поведения.

С помощью мирового педагогического опыта было доказано, что художественные фильмы – это интересный внешний раздражитель, который является эффективным и достаточно быстрым средством, который помогает качественному приобретению знаний и навыков, а также помогает сформировать научное мировоззрение, убеждения и нормы морали. По причине того, что при просмотре фильма ученик испытывает эмоциональное и эстетическое воздействие, материал запоминается непроизвольно, таким образом достигается «эффект присутствия», то есть иллюзия того, что учащийся присутствует в конкретной ситуации, происходящей на экране [1].

При просмотре художественных фильмов у учащихся происходит формирование умственной и речевой активности. Это очень важно для аудирования, то есть восприятия и понимания иностранной речи на слух. При  просмотре фильма у учащихся пробуждается интерес к обучению иностранного языка. Они пытаются правильно, без акцента, говорить, читать, изучать фонетику и грамматику, а также правильно и без ошибок писать.

Восприятие фильмов подобно восприятию художественного произведения, где автор осуществляет процесс в пространстве и во времени, пропитывает произведение определенной эпохой, культурой, жизненным и речевым опытом. Показывает целостность, то есть восприятие произведения в целом. В фильме демонстрируется жизнь, характер персонажей, их чувства, эмоции, внутренний мир, а также раскрывается реальная жизнь, то есть взаимоотношения человека и мира с самых разных сторон.

Фильм вызывает у учащихся совершенно разные эмоции, которые способствуют лучшему запоминанию информации. Например, при просмотре фильма, учащийся анализирует героев, на иностранном языке, представляет себя в роли какого-то конкретного героя и как бы он себя повел в той, или иной ситуации. Учащийся становится активным участником показываемого, практикует в момент просмотра мышление, а после просмотра фильма говорение на иностранном языке. Запоминает конкретные слова, фразы, грамматические обороты, ведь процесс восприятия идет от эмоций, чувственного и аналитического мышления.

Демонстрируя учащимся художественные фильмы, следует знать, что фильм воспринимается учащимися как художественная модель жизни, а также влияет на мыслительные процессы так же, как и сама реальная жизнь. Высказывания на иностранном языке, которые звучат в фильме, делают речь естественнее, а также следует помнить о том, что демонстрация фильма должна соответствовать программе и языковому уровню учащихся, для того, чтобы они смогли проанализировать и обсудить сюжетную линию, тему и идею фильма, характер и поведение героев, а также игру актеров [2].

Существует несколько особенностей, с которыми сталкиваются учащиеся при просмотре художественных фильмов:

1.     Органы чувств (они не только дают определенное ощущение, но и приводят в действие мыслительные процессы, которые не всегда являются верными).

2.     Ассоциативные восприятия.

3.     Динамическая смена изображения (может прервать логическую цепочку).

4.     Восприятие фильма, в зависимости от индивидуального представления.

5.     Понимание фильма стереотипными привычками учащегося [3].

Например, при изучении английского языка целесообразно использовать такой фильм, как «Великий Гэтсби», потому что при просмотре этого фильма у  учеников просыпается интерес, они будут очень внимательно его смотреть, вслушиваясь в каждое слово. В фильме правильно поставлена речь актеров, которая с легкостью будет восприниматься на слух. Также художественный фильм обладает большим количеством фразовых глаголов и слов, которые находятся в каждодневном вокабуляре носителя языка.

Восприятие и понимание художественного фильма учащимися представляет собой довольно сложный процесс, который позволяет преподавателю анализировать с учащимися фильм на двух уровнях:

·        Обыденное восприятие – при интерпретации фильма основной фактор, знание речевого компонента;

·        Творческое осмысление – учащиеся должны подойти к фильму творчески, то есть анализ фильма должен проходить в игровой форме. Учитель должен дать учащимся задания, например: дать определенный эпизод из фильма, чтобы учащиеся смогли его описать или дополнить на иностранном языке, или учащиеся должны сделать театрализованное представление на тематику фильма, на иностранном языке [3].

Таким образом, просмотр художественных фильмов помогает учащимся пополнить лексический и грамматический материал, так как в фильме даются образцы правильной и естественной речи. Применяя кино на уроках иностранного языка, учитель формирует у учащихся мышление, знание культуры и морали, а также правильное восприятие и воспроизведение иностранного языка. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыжих, Н. П. Обучение студентов в рамках курсов педагогической специализации «Медиаобразование» / Н. П. Рыжих // Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. – 2006. – №4.– С. 31–49.

2. Шумкина, И. В. Кинофильм как средство обучения в преподавании коммуникативных дисциплин в вузе / И. В. Шумкина // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2016. – №3/2. – С. 255–259.

3. Ярославская, И. М. Из опыта обучения устному общению иностранных учащихся с помощью кино [Электронный ресурс] / И. М. Ярославская // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2017. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-obucheniya-ustnomu-obscheniyu inostrannyh-uchaschihsya-s-pomoschyu-kino/viewer (дата обращения: 27.10.2020)

Комментариев нет:

Отправить комментарий