Использование художественных фильмов при обучении иностранному языку
С каждым годом
развитие технологий продвигается на шаг вперед, появляются новые гаджеты,
программы, игры, а также с развитием технологий возникают и новые методы
обучения, которые обновляются и совершенствуются. Все это помогает учащимся
быстрее и легче воспринимать информацию, то есть тяжелые для восприятия
традиционные формы речевого общения заменяются на более легкие образные формы
языка технологий.
В данной статье
рассматривается проблема воздействия художественных фильмов на обучающихся, так
как накопленный мировой опыт преподавания иностранных языков свидетельствует
нам о том, что просмотр художественных фильмов больше всего захватывает
внимание учащихся. Потому что при просмотре фильмов ученик погружается в
атмосферу той страны, язык которой изучает, это отличная возможность для того,
чтобы увидеть и услышать реальные ситуации речевого и неречевого поведения.
С помощью мирового
педагогического опыта было доказано, что художественные фильмы – это интересный
внешний раздражитель, который является эффективным и достаточно быстрым
средством, который помогает качественному приобретению знаний и навыков, а
также помогает сформировать научное мировоззрение, убеждения и нормы морали. По
причине того, что при просмотре фильма ученик испытывает эмоциональное и
эстетическое воздействие, материал запоминается непроизвольно, таким образом
достигается «эффект присутствия», то есть иллюзия того, что учащийся присутствует
в конкретной ситуации, происходящей на экране [1].
При просмотре
художественных фильмов у учащихся происходит формирование умственной и речевой
активности. Это очень важно для аудирования, то есть восприятия и понимания
иностранной речи на слух. При просмотре
фильма у учащихся пробуждается интерес к обучению иностранного языка. Они
пытаются правильно, без акцента, говорить, читать, изучать фонетику и
грамматику, а также правильно и без ошибок писать.
Восприятие фильмов
подобно восприятию художественного произведения, где автор осуществляет процесс
в пространстве и во времени, пропитывает произведение определенной эпохой,
культурой, жизненным и речевым опытом. Показывает целостность, то есть
восприятие произведения в целом. В фильме демонстрируется жизнь, характер
персонажей, их чувства, эмоции, внутренний мир, а также раскрывается реальная
жизнь, то есть взаимоотношения человека и мира с самых разных сторон.
Фильм вызывает у
учащихся совершенно разные эмоции, которые способствуют лучшему запоминанию информации.
Например, при просмотре фильма, учащийся анализирует героев, на иностранном
языке, представляет себя в роли какого-то конкретного героя и как бы он себя
повел в той, или иной ситуации. Учащийся становится активным участником
показываемого, практикует в момент просмотра мышление, а после просмотра фильма
говорение на иностранном языке. Запоминает конкретные слова, фразы,
грамматические обороты, ведь процесс восприятия идет от эмоций, чувственного и
аналитического мышления.
Демонстрируя
учащимся художественные фильмы, следует знать, что фильм воспринимается
учащимися как художественная модель жизни, а также влияет на мыслительные
процессы так же, как и сама реальная жизнь. Высказывания на иностранном языке,
которые звучат в фильме, делают речь естественнее, а также следует помнить о
том, что демонстрация фильма должна соответствовать программе и языковому
уровню учащихся, для того, чтобы они смогли проанализировать и обсудить
сюжетную линию, тему и идею фильма, характер и поведение героев, а также игру
актеров [2].
Существует
несколько особенностей, с которыми сталкиваются учащиеся при просмотре
художественных фильмов:
1.
Органы
чувств (они не только дают определенное ощущение, но и приводят в действие
мыслительные процессы, которые не всегда являются верными).
2.
Ассоциативные
восприятия.
3.
Динамическая
смена изображения (может прервать логическую цепочку).
4.
Восприятие
фильма, в зависимости от индивидуального представления.
5.
Понимание
фильма стереотипными привычками учащегося [3].
Например, при
изучении английского языка целесообразно использовать такой фильм, как «Великий
Гэтсби», потому что при просмотре этого фильма у учеников просыпается интерес, они будут очень
внимательно его смотреть, вслушиваясь в каждое слово. В фильме правильно
поставлена речь актеров, которая с легкостью будет восприниматься на слух.
Также художественный фильм обладает большим количеством фразовых глаголов и
слов, которые находятся в каждодневном вокабуляре носителя языка.
Восприятие и
понимание художественного фильма учащимися представляет собой довольно сложный
процесс, который позволяет преподавателю анализировать с учащимися фильм на
двух уровнях:
·
Обыденное
восприятие – при интерпретации фильма основной фактор, знание речевого
компонента;
·
Творческое
осмысление – учащиеся должны подойти к фильму творчески, то есть анализ фильма
должен проходить в игровой форме. Учитель должен дать учащимся задания,
например: дать определенный эпизод из фильма, чтобы учащиеся смогли его описать
или дополнить на иностранном языке, или учащиеся должны сделать
театрализованное представление на тематику фильма, на иностранном языке [3].
Таким образом,
просмотр художественных фильмов помогает учащимся пополнить лексический и
грамматический материал, так как в фильме даются образцы правильной и
естественной речи. Применяя кино на уроках иностранного языка, учитель
формирует у учащихся мышление, знание культуры и морали, а также правильное
восприятие и воспроизведение иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыжих, Н. П.
Обучение студентов в рамках курсов педагогической специализации
«Медиаобразование» / Н. П. Рыжих // Российский журнал истории, теории и
практики медиапедагогики. – 2006. – №4.– С. 31–49.
2.
Шумкина, И. В. Кинофильм как средство обучения в преподавании
коммуникативных дисциплин в вузе / И. В. Шумкина // Вестник
Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2016. – №3/2. – С.
255–259.
3.
Ярославская, И. М. Из опыта обучения устному общению иностранных
учащихся с помощью кино [Электронный ресурс] / И. М. Ярославская //
Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2017. – Режим
доступа
: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-obucheniya-ustnomu-obscheniyu
inostrannyh-uchaschihsya-s-pomoschyu-kino/viewer (дата обращения: 27.10.2020)
Комментариев нет:
Отправить комментарий