Куклина Т. В.

 

Куклина Т. В.
 (г. Таганрог, РФ) 

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современная методика обучения иностранным языкам (далее ИЯ) в высших школах России непрерывно обогащается новыми образовательными технологиями. При этом акцент делается на активных формах обучения. Среди них приоритетное место занимает технология виртуальной реальности (далее ВР).

Технология ВР это отображение реальности с помощью определённых устройств, позволяющих испытывать комплекс знакомых либо новых ощущений [2].

Инструментом для перехода в ВР-мир является шлем или очки. Надев их, у человека появляется чувство пребывания в реальности, где можно двигаться, перемещаться по комнате, общаться с объектами виртуального мира, видеть реакцию в ответ на свои действия. Достигаются эти эффекты путем стимуляции органов чувств человека через слуховые, зрительные каналы, тактильное восприятие и вестибулярный аппарат [3].

Следует отметить, что возможности виртуальной реальности уже используются в профессиональной подготовке спортсменов, астронавтов, архитекторов, врачей, в организации развлечений и досуга [4].

Для изучения иностранных языков технология ВР также обладает большим потенциалом. Во многих странах (Великобритания, Турция, США, Франция, Португалия) уже осуществляется деятельность по внедрению ВР в обучение. Итоги исследований по внедрению ВР в процесс обучения ИЯ обнаружили эффективность данной технологии, т.к. учащиеся показали лучшие результаты по тестам и экзаменам.

Использование данной ВР-технологии при обучении ИЯ трудно переоценить, поскольку приложение воссоздаёт жизненную ситуацию присутствия в различных ситуациях за границей, а также взаимодействия с носителями языка. Например, ситуация покупки в зарубежном супермаркете. Технология ВР даёт возможность оказаться в магазине, посмотреть, какие продукты лежат на полках, как оплачивать товар на кассе или как платить через терминал самообслуживания. Такой уникальный опыт, который человек может получить с технологией ВР, поможет человеку стать не только более компетентным во владении языком, но и вселит уверенность в своих силах [5].

Как мы видим, с помощью ВР-технологии можно создавать социокультурную реальность стран изучаемого языка, что позволяет учащимся стать участником языковой, культурной, социокультурной или коммуникативной ситуации [1].

Именно исследованиями потенциала применения технологий ВР, а также разработкой обучающих программ занимается Центр НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальностей Дальневосточного федерального университета, где проводится масштабная методологическая работа с привлечением специалистов из разных областей. Этот центр планирует серию педагогических экспериментов по внедрению образовательных продуктов в учебный процесс [6].

Однако наряду с плюсами стоит отметить и проблемы внедрения ВР в образовательный процесс: высокая стоимость обучающих приложений ВР; отрицательное влияние ВР очков на здоровье глаз при длительном использовании у некоторых учеников; смена традиционных методов обучения в связи с внедрением инновационных технологий, а также профессиональная переподготовка педагогов [5].

Таким образом, технология виртуальной реальности является инновационным методом обучения иностранных языков, которая уже доказала свою эффективность применения в учебном процессе за рубежом. Данная технология позволяет создать реальную ситуацию общения с виртуальным носителем языка в рамках иноязычного образования, что способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Борщёва, В. В. Виртуальная реальность в языковом образовании: потенциал технологии [Электронный ресурс] / В. В. Борщёва // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 1. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-v-yazykovom-obrazovanii-potentsial-tehnologii (дата обращения: 10.10.2020).

2.       Виртуальная реальность [Электронный ресурс] //  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – Режим доступа :  https://methodological_terms.academic.ru/ (дата обращения: 10.10.2020).

3.       Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infopedia.su/8x41dd.html (дата обращения: 12.10.2020).

4.       Доброва, В. В. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс]  / В. В. Доброва, П. Г. Лабзина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2016. – № 4 (32). – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 15.10.2020).

5.       Котенко, В. В. Проблемы и возможности применения технологий дополненной и виртуальной реальности в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс] / В. В. Котенко // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-vozmozhnosti-primeneniya (дата обращения: 20.10.2020).

6.       Ученые ДВФУ разработают новые методы обучения с использованием виртуальной реальности  [Электронный ресурс]. – Режим доступа :   https://www.dvfu.ru/news/science_and_innovation/scientists_of_the_university_develop_a_new_technology_training_using_virtual_reality/ (дата обращения: 20.10.2020).

Комментариев нет:

Отправить комментарий