Куклина Т. В. (г. Таганрог, РФ)
ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современная
методика обучения иностранным языкам (далее ИЯ) в высших школах России
непрерывно обогащается новыми образовательными технологиями. При этом акцент
делается на активных формах обучения. Среди них приоритетное место занимает
технология виртуальной реальности (далее ВР).
Технология ВР – это отображение реальности
с помощью определённых устройств, позволяющих испытывать
комплекс знакомых либо новых ощущений [2].
Инструментом для перехода в ВР-мир является
шлем или очки. Надев
их, у человека появляется чувство пребывания в реальности, где можно двигаться, перемещаться по комнате, общаться с
объектами виртуального мира, видеть реакцию в ответ на свои действия. Достигаются
эти эффекты путем стимуляции органов чувств человека через слуховые, зрительные
каналы, тактильное восприятие и вестибулярный аппарат [3].
Следует
отметить, что возможности виртуальной реальности уже используются в
профессиональной подготовке спортсменов, астронавтов, архитекторов, врачей, в
организации развлечений и досуга [4].
Для изучения иностранных языков технология
ВР также обладает большим потенциалом. Во многих странах (Великобритания,
Турция, США, Франция, Португалия) уже осуществляется деятельность по внедрению
ВР в обучение. Итоги исследований по внедрению ВР в процесс обучения ИЯ
обнаружили эффективность данной технологии, т.к. учащиеся показали лучшие
результаты по тестам и экзаменам.
Использование
данной ВР-технологии при обучении ИЯ трудно переоценить, поскольку приложение
воссоздаёт жизненную ситуацию присутствия в различных ситуациях за границей, а
также взаимодействия с носителями языка. Например,
ситуация покупки в зарубежном супермаркете. Технология ВР даёт возможность
оказаться в магазине, посмотреть, какие продукты лежат на полках, как
оплачивать товар на кассе или как платить через терминал самообслуживания.
Такой уникальный опыт, который человек может получить с технологией ВР, поможет
человеку стать не только более компетентным во владении языком, но и вселит
уверенность в своих силах [5].
Как
мы видим, с помощью ВР-технологии можно создавать социокультурную реальность стран
изучаемого языка, что позволяет учащимся стать участником языковой, культурной,
социокультурной или коммуникативной ситуации [1].
Именно
исследованиями потенциала применения технологий ВР, а также разработкой
обучающих программ занимается Центр НТИ по нейротехнологиям, технологиям
виртуальной и дополненной реальностей Дальневосточного федерального
университета, где проводится масштабная методологическая работа с привлечением
специалистов из разных областей. Этот центр планирует серию педагогических экспериментов
по внедрению образовательных продуктов в учебный процесс [6].
Однако наряду с
плюсами стоит отметить и проблемы внедрения ВР в образовательный процесс:
высокая стоимость обучающих приложений ВР; отрицательное влияние ВР очков на
здоровье глаз при длительном использовании у некоторых учеников; смена
традиционных методов обучения в связи с внедрением инновационных технологий, а
также профессиональная переподготовка педагогов [5].
Таким
образом, технология виртуальной реальности является инновационным методом
обучения иностранных языков, которая уже доказала свою эффективность применения
в учебном процессе за рубежом. Данная технология позволяет создать реальную
ситуацию общения с виртуальным носителем языка в рамках иноязычного
образования, что способствует формированию коммуникативной компетенции
учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Борщёва, В. В. Виртуальная реальность в языковом образовании:
потенциал технологии [Электронный
ресурс] / В. В. Борщёва // Педагогика и
психология образования. – 2018. – № 1. – Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-v-yazykovom-obrazovanii-potentsial-tehnologii (дата обращения: 10.10.2020).
2. Виртуальная
реальность
[Электронный ресурс] // Новый
словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
–
Режим доступа : https://methodological_terms.academic.ru/
(дата
обращения: 10.10.2020).
3.
Виртуальная
реальность и ее психологическое воздействие [Электронный ресурс]. – Режим
доступа : https://infopedia.su/8x41dd.html
(дата обращения: 12.10.2020).
4.
Доброва, В. В. Виртуальная реальность в преподавании
иностранных языков [Электронный
ресурс] / В. В. Доброва, П. Г. Лабзина // Вестник
Самарского государственного технического университета. Серия:
Психолого-педагогические науки. – 2016. – № 4 (32). – Режим
доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov
(дата обращения: 15.10.2020).
5.
Котенко,
В. В. Проблемы и возможности применения технологий дополненной и виртуальной
реальности в преподавании иностранного языка [Электронный
ресурс] / В. В. Котенко // Учёные записки университета имени П. Ф.
Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-vozmozhnosti-primeneniya (дата обращения: 20.10.2020).
6.
Ученые
ДВФУ разработают новые методы обучения с использованием виртуальной
реальности [Электронный ресурс]. – Режим
доступа : https://www.dvfu.ru/news/science_and_innovation/scientists_of_the_university_develop_a_new_technology_training_using_virtual_reality/
(дата обращения: 20.10.2020).
Комментариев нет:
Отправить комментарий