Прожога Т. Ю.

 

Прожога ТЮ.
Научный руководитель: канд.пед.наук, доц. Погромская А. И.
(г. Горловка, ДНР)

ГОС О КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ В УСВОЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Государственный образовательный стандарт определяет требования к результатам освоения образовательного курса, включает предметные компетенции учащихся и профессиональные компетенции учителя. Рассмотрим составляющие содержания обучения и воспитания в процессе языкового образования учащихся.

Государственный стандарт основной, средней и старшей школы представляет собой совокупность требований, которые являются обязательными при реализации образовательной программы и которые имеют государственную аккредитацию.

Стандарт является основой объективной оценки уровня образования учащихся. Системообразующую роль в государственном стандарте играет ориентация на результаты образования, а также определяет задачи обучения и воспитания учащихся на всех этапах образования [1, с. 96].

Рассмотрим требования к личностным, метапредметным и предметным результатам на разных этапах обучения:

Требования к личностным результатам

Требования к метапредметным результатам

Требования к предметным результатам

Начальная школа: развитие готовности учащихся к саморазвитию, формирование готовности к обучению, утверждение личностных качеств учащихся начальных классов, а также формирование основ гражданской идентичности.

Средняя школа: развитие готовности к самообразованию и личностному определению, формирование познавательной деятельности и социально-межличностных отношений, развитие способности самостоятельно ставить цели и строить планы, а также формирование важности осознания собственной идентичности в поликультурном мире.

Старшая школа: развитие готовности учащихся к саморазвитию, формирование готовности к обучению, развитие способности самостоятельно ставить цели и строить планы, а также развитие экологической культуры школьников.

Начальная школа: освоение универсально-учебных действий, развитие умения учиться.

Средняя школа: освоение метапредметных понятий и универсальных учебный действий, а также необходимость использовать их в учебной и познавательной практике, развитие самостоятельности при планировании и осуществлении учебной деятельности.

Старшая школа: развитие навыков использования универсально-учебных действий на практике, а также владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Начальная школа: развитие основы общения в устной и письменной форме, углубление знаний правил речевого и неречевого поведения, расширение лингвистического кругозора учащихся, а также развитие толерантности по отношению к другим народам.

Средняя школа: определение личностной позиции в восприятии окружающего мира, знакомство с образцами зарубежной литературы разных жанров, расширение интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком и другие.

Старшая школа: активное использование коммуникативной компетенции для самореализации в современном мире, углубление знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, совершенствование навыка использования иностранного языка как средства для получения информации из иноязычных источников.

Результаты образовательного курса иностранного языка в школе могут быть получены только в том случае, если учитель обладает необходимыми для этого компетенциями. Рассмотрим профессиональные компетенции учителя, обусловленные ГОС.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности учитель иностранного языка должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Учителя можно назвать профессионально компетентным, если он: ориентируется в системе общечеловеческих ценностей; одинаково относится к своей и чужой культуре; обладает навыками коммуникации; владеет культурой устной и письменной речи и многое другое.

С общепрофессиональными компетенциями учитель является профессионалом, если он: применяет современные методики и технологии для повышения качества учебно-воспитательного процесса; нацелен на обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся; использует мультимедийные технологии в педагогических целях, а также использует междисциплинарные связи в профессиональной деятельности.

Учитель иностранных языков компетентен как профессионал, если владеет профессиональными компетенциями: успешно общается на иностранном языке; успешно владеет методикой преподавания предмета; использует дидактический материал для успешной деятельности на уроке, а также критически анализирует учебный процесс [2].

Итак, компетенции учителя необходимы для обеспечения личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в учебно-воспитательном процессе, успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Подводя итог, можно сказать, что государственный стандарт является основным документом, который регламентирует организацию учебно-познавательного процесса в школе. Соединение требований стандарта к учителю и ученику поможет повысить качество языкового образования школьников и профессионального самообразования учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. – М.: ТЕЗАУРУС, 2013. – С. 96-104.

2.                ФГОС о компетенциях учащихся и учителя в усвоении и преподавании иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D25492710 (дата обращения: 01.11.2020).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий