ГОС О КОМПЕТЕНЦИЯХ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ В УСВОЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Государственный
образовательный стандарт определяет требования к результатам освоения образовательного
курса, включает предметные компетенции учащихся и профессиональные компетенции
учителя. Рассмотрим составляющие содержания обучения и воспитания в
процессе языкового образования учащихся.
Государственный стандарт
основной, средней и старшей школы представляет собой совокупность требований,
которые являются обязательными при реализации образовательной программы и
которые имеют государственную аккредитацию.
Стандарт является основой объективной
оценки уровня образования
учащихся. Системообразующую роль в государственном стандарте играет ориентация
на результаты образования, а также определяет задачи обучения и воспитания
учащихся на всех этапах образования [1, с. 96].
Рассмотрим требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам на разных этапах обучения:
Требования к личностным результатам |
Требования к метапредметным результатам |
Требования к предметным результатам |
Начальная
школа:
развитие готовности учащихся к саморазвитию, формирование готовности к
обучению, утверждение личностных качеств учащихся начальных классов, а также
формирование основ гражданской идентичности. Средняя
школа:
развитие готовности к самообразованию и личностному определению, формирование
познавательной деятельности и социально-межличностных отношений, развитие
способности самостоятельно ставить цели и строить планы, а также формирование
важности осознания собственной идентичности в поликультурном мире. Старшая
школа:
развитие готовности учащихся к саморазвитию, формирование готовности к
обучению, развитие способности самостоятельно ставить цели и строить планы, а
также развитие экологической культуры школьников. |
Начальная
школа:
освоение универсально-учебных действий, развитие умения учиться. Средняя
школа:
освоение метапредметных понятий и универсальных учебный действий, а также
необходимость использовать их в учебной и познавательной практике, развитие
самостоятельности при планировании и осуществлении учебной деятельности. Старшая
школа:
развитие навыков использования универсально-учебных действий на практике, а
также владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности. |
Начальная
школа:
развитие основы общения в устной и письменной форме, углубление знаний правил
речевого и неречевого поведения, расширение лингвистического кругозора учащихся,
а также развитие толерантности по отношению к другим народам. Средняя
школа:
определение личностной позиции в восприятии окружающего мира, знакомство с
образцами зарубежной литературы разных жанров, расширение интереса к
совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком и
другие. Старшая
школа:
активное использование коммуникативной компетенции для самореализации в
современном мире, углубление знаний о социокультурной специфике страны
изучаемого языка, совершенствование навыка использования иностранного языка
как средства для получения информации из иноязычных источников. |
Результаты
образовательного курса иностранного языка в школе могут быть получены только в том случае, если
учитель обладает необходимыми для этого компетенциями. Рассмотрим
профессиональные компетенции учителя, обусловленные ГОС.
Для
успешного осуществления профессиональной деятельности учитель иностранного языка
должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными
компетенциями.
Учителя можно назвать
профессионально компетентным, если он: ориентируется в системе общечеловеческих
ценностей; одинаково относится к своей и чужой культуре; обладает навыками
коммуникации; владеет культурой устной и письменной речи и многое другое.
С общепрофессиональными
компетенциями учитель является профессионалом, если он: применяет современные
методики и технологии для повышения качества учебно-воспитательного процесса;
нацелен на обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся; использует
мультимедийные технологии в педагогических целях, а также использует
междисциплинарные связи в профессиональной деятельности.
Учитель иностранных языков
компетентен как профессионал, если владеет профессиональными компетенциями:
успешно общается на иностранном языке; успешно владеет методикой преподавания
предмета; использует дидактический материал для успешной деятельности на уроке,
а также критически анализирует учебный процесс [2].
Итак, компетенции учителя
необходимы для обеспечения личностных, метапредметных и предметных результатов
учащихся в учебно-воспитательном процессе, успешного формирования
коммуникативной компетенции учащихся.
Подводя итог, можно сказать, что государственный стандарт является основным документом, который регламентирует организацию учебно-познавательного процесса в школе. Соединение требований стандарта к учителю и ученику поможет повысить качество языкового образования школьников и профессионального самообразования учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Теория и
практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей
международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы
Львовны Бим. – М.: ТЕЗАУРУС, 2013. – С. 96-104.
2.
ФГОС о
компетенциях учащихся и учителя в усвоении и преподавании
иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D25492710 (дата обращения:
01.11.2020).
Комментариев нет:
Отправить комментарий