Курченко А. С

 

Курченко А. С
Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Хабибулина Э. А.
(г.Сургут, РФ) 

Метод КОЛЛАБОРАТИВНого ПИСЬМа для РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

Развитие коммуникативной компетентности учащихся во всех видах деятельности является основной задачей обучения иностранным языкам. Роль письменной речи в обучении иностранному языку в последние годы возрастает, и можно сказать, что сегодня письменную речь начинают рассматривать как средство повышения эффективности обучения иностранным языкам. Однако необходимо также учитывать практическую значимость письменного речевого общения, особенно с использованием современных средств коммуникации, таких как электронная почта и интернет.

В образовательном процессе обеспечение активности и взаимодействия субъектов учебной деятельности, которых требует иноязычная коммуникативная деятельность во многом достигается использованием активных и интерактивных технологий обучения и форм работы.

На практике на занятиях по иностранному языку наиболее часто используется интерактивный подход при обучении устной речи студентов. В письменной речи, как правило, реализации интерактивного подхода уделяется меньше внимания. Отчасти это объясняется тем, что, как отмечает Л. П. Тарнаева: «Основным специфическим условием письменной речи является отсутствие непосредственного контакта между участниками коммуникации» [3, с. 6]. Многие исследователи подчеркивали монологический характер письменной речи (С. Л. Рубинштейн, Е. В. Мусницкая и др.). [2, с. 447]. Важно отметить, что есть письменность и речь, есть форма общения, а это значит, что есть какая-то форма взаимодействия между участниками общения.

В свое время М. М. Бахтин представил и обосновал концепцию диалогической природы письменного текста [1, с. 313]. Однако последние исследования отечественных и зарубежных ученых, крупнейшие исследования в области коллаборативного письма, позволяют судить не только о диалогичности, но и ополлогичности текста речи (Л. П. Тарнаева, В. Матерезе, Х. Онрубиа, А. Ингле и др.).

Примерами интерактивных заданий с использованием информационно-коммуникативных технологий можно считать следящие:

·                   Обмен электронными письмами с учителями и другими учениками через электронную почту, личные веб-сайты, форумы или виртуальную среду Moodle;

·                   Создание вики-страниц;

·                   Написание коротких рассказов по цепочке (chainstorytelling) с использованием виртуальной среды Moodle;

·                   Взаимная проверка письменных работ;

·                   Взаимное редактирование и рецензирование работ.

Развитие интерактивных технологий открывает новые возможности для изучения иностранных языков. Использование этих технологий не только повышает интерес и познавательную активность студентов, но и в определенной степени способствует индивидуализации обучения. Этот вид деятельности с использованием интерактивных технологий предполагает полностью устранить доминирование одного обучаемого над другим. Участники учатся слушать друг друга, аргументированно высказывать свое мнение и принимать совместные решения. Но для того чтобы успешно реализовать обучение в сотрудничестве, а именно технологию коллаборативного письма, преподаватель должен соблюдать основные принципы, которые лежат в основе этой технологии. Впервые общие принципы были определены Д. Джонсоном и Р. Джонсоном [4, с. 73]:

        Позитивная взаимозависимость;

        Индивидуальные обязанности;

        Непосредственное участие учащихся;

        Надлежащее использование общих навыков сотрудничества;

        Групповая обработка.

Можно сделать вывод о том, что коллаборативное письмо является эффективным способом развития навыков письма у обучающихся. Обучение, основанное на интерактивных технологиях, повышает коммуникативные навыки обучающихся, обеспечивает развитие развивающей, образовательной и воспитательной функций, позволяет использовать различные формы деятельности и изменять, повышает эффективность изучаемых обучающимися учебных материалов и мотивацию к изучению иностранного языка. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин, М. М. Эстетика словарного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1986. – 445 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Спб. : Питер, 2000. – 720 с.

3. Тарнаева, Л. П. Обучение студентов 5 курса языкового педагогического вуза письменной речи в контексте диалога культур: автореф.дис. канд.пед.наук. : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» / Тарнаева Лариса Петровна – СПб., 2000. – 16 с.

4. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек / Пер. с англ. З.С. Замчук. – СПб. : экономическая школа, 2001. – 256 с.

5. Godwin-Jones, R. Blogs and wikis : Environments for on-line collaboration / R. Godwin-Jones // Language Learning and Technology. – 2003. – № 7 (2). – P. 12–16.

Комментариев нет:

Отправить комментарий