Метод КОЛЛАБОРАТИВНого ПИСЬМа для РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Развитие
коммуникативной компетентности учащихся во всех видах деятельности является
основной задачей обучения иностранным языкам. Роль письменной речи в обучении
иностранному языку в последние годы возрастает, и можно сказать, что сегодня
письменную речь начинают рассматривать как средство повышения эффективности
обучения иностранным языкам. Однако необходимо также учитывать практическую
значимость письменного речевого общения, особенно с использованием современных
средств коммуникации, таких как электронная почта и интернет.
В образовательном
процессе обеспечение активности и взаимодействия субъектов учебной
деятельности, которых требует иноязычная коммуникативная деятельность во многом
достигается использованием активных и интерактивных технологий обучения и форм
работы.
На практике на
занятиях по иностранному языку наиболее часто используется интерактивный подход
при обучении устной речи студентов. В письменной речи, как правило, реализации
интерактивного подхода уделяется меньше внимания. Отчасти это объясняется тем,
что, как отмечает Л. П. Тарнаева: «Основным специфическим условием
письменной речи является отсутствие непосредственного контакта между
участниками коммуникации» [3, с. 6]. Многие исследователи подчеркивали
монологический характер письменной речи (С. Л. Рубинштейн,
Е. В. Мусницкая и др.). [2, с. 447]. Важно отметить, что
есть письменность и речь, есть форма общения, а это значит, что есть какая-то
форма взаимодействия между участниками общения.
В свое время
М. М. Бахтин представил и обосновал концепцию диалогической природы
письменного текста [1, с. 313]. Однако последние исследования отечественных и
зарубежных ученых, крупнейшие исследования в области коллаборативного письма,
позволяют судить не только о диалогичности, но и ополлогичности текста речи
(Л. П. Тарнаева, В. Матерезе, Х. Онрубиа, А. Ингле и
др.).
Примерами
интерактивных заданий с использованием информационно-коммуникативных технологий
можно считать следящие:
·
Обмен
электронными письмами с учителями и другими учениками через электронную почту,
личные веб-сайты, форумы или виртуальную среду Moodle;
·
Создание
вики-страниц;
·
Написание
коротких рассказов по цепочке (chainstorytelling) с использованием виртуальной
среды Moodle;
·
Взаимная
проверка письменных работ;
·
Взаимное
редактирование и рецензирование работ.
Развитие
интерактивных технологий открывает новые возможности для изучения иностранных
языков. Использование этих технологий не только повышает интерес и
познавательную активность студентов, но и в определенной степени способствует
индивидуализации обучения. Этот вид деятельности с использованием интерактивных
технологий предполагает полностью устранить доминирование одного обучаемого над
другим. Участники учатся слушать друг друга, аргументированно высказывать свое
мнение и принимать совместные решения. Но для того чтобы успешно реализовать
обучение в сотрудничестве, а именно технологию коллаборативного письма,
преподаватель должен соблюдать основные принципы, которые лежат в основе этой технологии.
Впервые общие принципы были определены Д. Джонсоном и Р. Джонсоном
[4, с. 73]:
• Позитивная взаимозависимость;
• Индивидуальные обязанности;
• Непосредственное участие учащихся;
• Надлежащее использование общих навыков
сотрудничества;
• Групповая обработка.
Можно сделать
вывод о том, что коллаборативное письмо является эффективным способом развития
навыков письма у обучающихся. Обучение, основанное на интерактивных
технологиях, повышает коммуникативные навыки обучающихся, обеспечивает развитие
развивающей, образовательной и воспитательной функций, позволяет использовать
различные формы деятельности и изменять, повышает эффективность изучаемых
обучающимися учебных материалов и мотивацию к изучению иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бахтин, М. М. Эстетика словарного творчества /
М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1986. – 445 с.
2.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /
С. Л. Рубинштейн. – Спб. : Питер, 2000. – 720 с.
3.
Тарнаева, Л. П. Обучение студентов 5 курса языкового педагогического
вуза письменной речи в контексте диалога культур: автореф.дис. канд.пед.наук. :
спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» / Тарнаева Лариса
Петровна – СПб., 2000. – 16 с.
4. Джонсон, Д. Методы
обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э.
Джонсон-Холубек / Пер. с англ. З.С. Замчук. – СПб. : экономическая школа, 2001. – 256 с.
5. Godwin-Jones, R. Blogs and wikis : Environments for on-line
collaboration / R. Godwin-Jones // Language Learning and Technology. –
2003. – № 7 (2). – P. 12–16.
Комментариев нет:
Отправить комментарий