Лешневская К. В.

 

Лешневская К. В.
(г. Ростов-на-Дону, РФ)
 

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ

Личностно-ориентированная концепция образования, которая определяет, какие технологии могут быть использованы в современном обучении, требует применения принципов смысло-поискового обучения. Это утверждение относится ко всем учебным дисциплинам, в том числе и к иностранному языку.

Методика обучения иностранному языку на данный момент располагает разнообразными технологиями и средствами формирования иноязычной языковой компетенции. К одному из таких средств относятся аутентичные материалы, или материалы, сформированные как результат коммуникативного взаимодействия носителей того или иного языка, «целенаправленного социального действия» [3, с. 11-18]. Работа с текстами, аудио-, видеоматериалами на иностранном языке позволяет формировать и развивать не только специфические навыки и умения (чтение, письмо, аудирование, говорение и т.д.), но и навыки критического мышления, относящиеся к тем навыкам обучающегося, применение которых необходимы ему как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Критическое мышление формируется во взаимодействии с творческим мышлением; эта два вида мышления имеют вполне определенные отличия друг от друга: если творческое мышление направлено на создание новых идей, то критическое мышление способствует эффективному поиску достоинств и недостатков идеи, возможности (или невозможности) ее применения в какой-либо практической области [1, с. 149]. Умение составлять суждение по какому-либо вопросу, находить оптимальное решение той или иной проблемы [4] указывают на развитое критическое мышление у обучающихся.

Развитие критического мышления является возможным в процессе учебной деятельности с использованием аутентичных видеоматериалов, когда обучающийся не только воспринимает новую информацию, но подвергает ее сравнению, анализу и синтезу, абстракции и обобщению в ходе мыслительного процесса [4].

Основное преимущество в технологии развития критического мышления состоит в том, что эта технология используется в обучении наряду с традиционными его формами. В данном случае ведущим типом деятельности выступает продуктивный, творческий, проблемный тип. Технология предполагает индивидуальные и коллективные формы организации. Методы обучения – проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные. Данная технология формирует в учащихся гибкость мышления, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.

Занятие по технологии критического мышления предполагает несколько этапов: вызов, осмысление содержания, рефлексия [2]. На первом этапе происходит знакомство с тем или иным аутентичным видеоматериалом в специфической форме, когда обучающимся предлагаются такие задания, как просмотр видеоролика без звука, прослушивание без изображения, «стоп-кадр»; обучающимся предлагается описать представленную ситуацию общения, участников общения, их эмоции и чувства, спрогнозировать развитие представленной ситуации. На втором этапе, в ходе осмысления информации, производится непосредственная работа по заданиям: обучающиеся делают пометки, составляют план своего высказывания, сравнивают представленный материал с имеющимся у них опытом и т.д. На третьем этапе происходит дискуссия между обучающимися (фронтальная или групповая работа), создание сценария видеоролика (групповая или индивидуальная работа), создание эссе (индивидуальная работа) и т.д.

Таким образом, аутентичные видеоматериалы успешно могут быть использованы в обучении иностранному языку для формирования и развития критического мышления. Данная технология предполагает применение разнообразных приемов обучения, включение в учебный процесс коллективной и индивидуальной форм работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 149–152.

2. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие / И. В. Муштавинская. – СПб. : Каро, 2017. – 144 с.

3. Носонович, Е. В. Параметры аутентичного учебного текста / Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1999. – Т. 1. – С. 11–18.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 713 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий