Жихарева Н. А.
(г. Горловка, ДНР)
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
МАРКЕРЫ КОРОТКИХ РАССКАЗОВ ЖАНРА «ХОРРОР»
Литература
ужасов на данный момент достигает 250-летнего возраста. Еще древние баллады о
колдовских ритуалах, вызове демонов и призраков, шабаше ведьм были
неисчерпаемыми источниками для рождения легенд, а вера в сверхъестественное
была несомненной. В советском литературоведении и лингвистике жанр литературы
ужасов рассматривали как явление массовой литературы, которое по канонам
тогдашней историко-литературной методологии не имело в своем арсенале фактора
эстетического воздействия, однако переосмысление литературного процесса
обусловило оживление в исследовании некогда игнорируемого жанра. В зарубежном
литературоведении критические работы, связанные с жанром литературы ужасов,
начали появляться с 1920-х годов. С их появлением научная мысль начала сталкиваться
с различиями в понятийном аппарате жанра: черный роман / le roman noir,
литература ужасов / horror literature,
готический роман / gothic romance,
литература о привидениях / ghost fiction. В
современном англоязычном литературоведении наиболее распространенным является
термин «horror literature»,
который охватывает все произведения жанра независимо от формы [2]. Авторы
сборника «Horror Literature»
предлагают такую периодизацию эволюции жанра литературы ужасов: 1) готический
роман (1762-1820 гг.); 2) остаточный готический импульс (1824-1872 гг.);
3) психологические, антикварные и космические ужасы (1872-1919 гг.);
4) современная литература ужасов (
Специфика
художественного текста, чья жанровая принадлежность в современной культуре
определяется заимствованным из английского языка понятием «хоррор», заключается
в достижении определенной прагматической задачи, которая состоит в передаче
читателю эмоционального состояния страха, испуга, нервного возбуждения. Страх,
как самая интенсивная по своему психологическому воздействию негативная эмоция,
является универсальным, общечеловеческим эмоциональным переживанием, в связи с
чем необходимые для его репрезентации в речи специализированные языковые
ресурсы наличествуют в системе большинства мировых языков.
Основной
целью нашей исследовательской работы является установление набора
синтаксических маркеров коротких рассказов жанра «хоррор» посредством
формально-синтаксического и конструктивного анализа длины предложения и его
структуры, выявление закономерностей использования тех или иных типов
предложений и синтаксических процессов. Для этого было проанализировано три
художественных произведения англоязычных авторов коротких рассказов жанра
«хоррор»: «The terror of blue John Gap» А. К. Дойла
(Arthur Conan Doyle), «Oh Whistle and I’ll come to you, my Lad» М. Р. Джеймса (Montague Rhodes James), «The monkey’s paw» У. У. Джейкобса
(William Wymark Jacobs) [3]. Для анализа мы выбрали 100 предложений из каждого рассказа
методом сплошной выборки.
В результате статистической обработки исследуемого материала
мы установили, что все три писателя предпочитают
использование сложных предложений, а именно, количество простых предложениях из
100 анализируемых у троих писателей составляет в среднем 25 предложений, а
среднее количество словоформ в простых предложениях равно – 8,2. Количество
сложных предложений из общего количества проанализированных единиц в среднем
составило 75 предложений, а среднее количество словоформ в них – 23,9. Из этого
следует, что всем троим писателям присущи небольшие по размеру и сложные по
структуре предложения, что, очевидно, и позволяет через компрессию информации
создавать автору жанра «хоррор» необходимую атмосферу напряжения повествования.
Конструктивный
анализ трех типов сложных предложений в трех рассказах показал, что наибольшую
частотность имеют сложноподчиненные предложения, наименьшее количество
приходится на предложения смешанного типа связи между частями сложных
синтаксических конструкций. Среди сложноподчиненных предложений превалируют
сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными и
определительными. Среди придаточных обстоятельственных предложений высокой
частотностью отличаются придаточные времени, причины и условия, при этом такие
типы придаточных предложений, как обстоятельственные места, цели и уступки в
анализируемых выборках из рассказов жанра «хоррор» зафиксированы не были.
Более
детальный анализ типов подчинения в сложноподчиненных предложениях показал, что
писатели, художественные тексты которых мы проанализировали, в большей степени
прибегли к употреблению последовательного типа подчинения, практически не
употребляя смешанный тип связи. Особого внимания заслуживает факт употребления
большого числа синтаксических конструкций с высокой степенью
распространенности, особенно за счет таких синтаксических процессов, как
расширение и усложнение.
В итоге нашей исследовательской работы, мы пришли к
выводу, что во всех проанализированных текстах коротких рассказов жанра
«хоррор» предпочтение отдается небольшим, сложноподчиненным предложениям с
одним или двумя придаточными последовательного типа подчинения, при этом
основными синтаксическими процессами, способствующими увеличению или уменьшению
элементарного предложения в составе сложного, являются расширение и усложнение.
Таким образом, проведённый конструктивный анализ
структуры предложений англоязычной литературы ужасов показал, что на
синтаксическом уровне языковой структуры существуют явления, частотности
которых могут быть использованы не только как статистические параметры
авторского стиля, но и как синтаксические маркеры жанровой принадлежности
литературного произведения. К ним принадлежат средняя длина предложения, его
структура и синтаксические процессы, которые увеличивают или уменьшают количественные
показатели его объема.
Перспективным
является дальнейшее исследование выявленных закономерностей на более широком
материале в диахроническом аспекте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Почепцов, Г. Г.
Конструктивный анализ структуры предложения / Г. Г. Почепцов. – К. :
Вища школа, 1971. – С. 113–178.
2. Тимошенкова, Т. М.
Horror story вчера и сегодня /
Т. М. Тимошенкова // Вчені записки Харківського гуманітарного
університету «Народна українська академія» : зб. наук. праць. – Х. : Вид-во
НУА, 2008. – Т. 14. – С. 459–468.
3. Horror Stories / Ed. Ceri
Jones. – Macmillan Publishers Limited, 2009. – P. 21–103.
4. Tymn, M. B. Preface to Horror Literature: A Core
Collection and Reference Guide / M. B. Tymn. – NY. : L, 1981. –
559 p.
Комментариев нет:
Отправить комментарий