Грицкова Н. В.,
Железняк В. А.
(г. Луганск, ЛНР)
ПОНЯТИЕ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
Детальная
разработка проблемы человеческого фактора в речевой деятельности является одной
из отличительных тенденций современного этапа развития языкознания. Признание
ведущей роли человека в процессах порождения и использования речи обусловлено
обращением лингвистов к антропоцентризму. На первый план в новой
лингвистической парадигме выдвигается языковая личность. Интересы лингвистов,
культурологов, социологов, философов сталкиваются с объектом исследования –
языковой личностью. С точки зрения философии – «личность – общежитейский и
научный термин» [4, с. 613].
Понятие «языковая
личность», введенное в лингвистический обиход, открывает перспективы изучения
языка как формы и способа жизнедеятельности человека, позволяет осмыслить
знания о языке.
Проблема
языковой личности, в современной лингвистике, разрабатывается в основном в трех
направлениях: структурном, коммуникативном и стратегическом. Г.И. Богин активно
разрабатывал понятие языковой личности, он создал модель личности, в которой
человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые
поступки, создавать и принимать произведения речи» [2, с. 35]. В данной модели
языковая личность акцентируется как аспект речевой деятельности.
Ю.Н.
Караулов ввел в широкий научный обиход термин «языковая личность». Согласно его
определению, языковая личность – это человек, обладающий способностью создавать
и воспринимать тексты, различающиеся: «степенью структурно-языковой сложности;
глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой
направленностью. Способности человека с особенностями порождаемых текстов»
соединены в этом определении [3, с. 3]. Данная модель включает в себя три
структурных уровня. Первый – «вербально-семантический, предполагающий для
носителя языка нормальное владение естественным языком….». Второй уровень –
«когнитивный, единицами которого являются понятия, идеи, концепты,
складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в упорядоченную «картину
мира»…». Третий – прагматический – выявление и характеристика мотивов и целей,
движущих развитием языковой личности [3, с. 8]. Взаимодействие уровней образует
«коммуникативное пространство личности».
Таковым образом, языковая личность – сложный феномен, вбирающий в себя индивидуальное, а так же социально-отфильтрованное знание языка и владение им. Далеко не все составляющие языковой личности охарактеризованы во всей полноте их функциональной репрезентации, несмотря на активное изучение современной лингвистикой её феномена. В частности область взаимодействия художественной манеры (идиостиля) писателя и его дискурсивных практик вне сферы художественного творчества (например, в эпистолярном стиле, дневниковых записях и т.п.) остается практически не исследованной. Безусловно, изучение языка отдельного автора предполагает охват текстов различных жанров и разнообразных средств создания художественных образов. К числу жанров, обладающих универсальными возможностями в этом отношении, принадлежит эпистолярный [1, с. 14].
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] /
М. М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1979. – 424 с.
2.
Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям
текстов: автореф. дис. … докт. филол. наук [Текст] / Г. И. Богин. –
Калинин : КГУ, 1986. – 86 с.
3.
Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения
[Текст] / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. – М. : Наука, 1989. – С.
3–8.
4. Философский энциклопедический
словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий