Грицкова Н. В., Железняк В. А.

 

Грицкова Н. В., Железняк В. А.

 (г. Луганск, ЛНР) 

ПОНЯТИЕ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 

Детальная разработка проблемы человеческого фактора в речевой деятельности является одной из отличительных тенденций современного этапа развития языкознания. Признание ведущей роли человека в процессах порождения и использования речи обусловлено обращением лингвистов к антропоцентризму. На первый план в новой лингвистической парадигме выдвигается языковая личность. Интересы лингвистов, культурологов, социологов, философов сталкиваются с объектом исследования – языковой личностью. С точки зрения философии – «личность – общежитейский и научный термин» [4, с. 613].

Понятие «языковая личность», введенное в лингвистический обиход, открывает перспективы изучения языка как формы и способа жизнедеятельности человека, позволяет осмыслить знания о языке.

Проблема языковой личности, в современной лингвистике, разрабатывается в основном в трех направлениях: структурном, коммуникативном и стратегическом. Г.И. Богин активно разрабатывал понятие языковой личности, он создал модель личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи» [2, с. 35]. В данной модели языковая личность акцентируется как аспект речевой деятельности.

Ю.Н. Караулов ввел в широкий научный обиход термин «языковая личность». Согласно его определению, языковая личность – это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «степенью структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью. Способности человека с особенностями порождаемых текстов» соединены в этом определении [3, с. 3]. Данная модель включает в себя три структурных уровня. Первый – «вербально-семантический, предполагающий для носителя языка нормальное владение естественным языком….». Второй уровень – «когнитивный, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в упорядоченную «картину мира»…». Третий – прагматический – выявление и характеристика мотивов и целей, движущих развитием языковой личности [3, с. 8]. Взаимодействие уровней образует «коммуникативное пространство личности».

Таковым образом, языковая личность – сложный феномен, вбирающий в себя индивидуальное, а так же социально-отфильтрованное знание языка и владение им. Далеко не все составляющие языковой личности охарактеризованы во всей полноте их функциональной репрезентации, несмотря на активное изучение современной лингвистикой её феномена. В частности область взаимодействия художественной манеры (идиостиля) писателя и его дискурсивных практик вне сферы художественного творчества (например, в эпистолярном стиле, дневниковых записях и т.п.) остается практически не исследованной. Безусловно, изучение языка отдельного автора предполагает охват текстов различных жанров и разнообразных средств создания художественных образов. К числу жанров, обладающих универсальными возможностями в этом отношении, принадлежит эпистолярный [1, с. 14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1979. – 424 с.

2. Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … докт. филол. наук [Текст] / Г. И. Богин. – Калинин : КГУ, 1986. – 86 с.

3. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения [Текст] / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. – М. : Наука, 1989. – С. 3–8.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий