Юрьева
Е. В.(г.
Донецк, ДНР)
КОГНИТИВНАЯ
МЕТАФОРА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ
Метафора – самый
распространенный вид тропа, перенос значения, неназванное сравнение одного
предмета с другим на основании общего признака. Она всегда была в центре
внимания исследователей в силу ее полифункциональности и неоднозначности ее
свойств. В настоящее время в связи с развитием когнитивного направления
лингвистики открылись новые возможности в ее изучении, в частности в рекламном
дискурсе.
В креализованной
рекламе технология применения метафоры основывается на двух принципах:
рациональном и эстетическом, реализованных, соответственно в вербальном и
визуальном компонентах, важным элементом соединения которых является метафора,
поскольку на ее основе создается слоган, выражающий смысл всей рекламы в целом
(подробно эти особенности креализованной рекламы описаны в: [2]). Иными
словами, слоган способствует адекватной интерпретации смысла иконического
образа. Креативное метафорическое «обрамление» фразы способно изящно
представить стандартные наболевшие социальные проблемы. Например, в слогане “Help
mother nature to fight back” природа выступает борцом за свои права.
Таким образом, адресант ненавязчиво в комической форме побуждает адресата к
действию – помочь природе «дать отпор» разрушительной деятельности человека.
При восприятии слогана адресатом должны актуализироваться импликатуры, которые
направлены на осуждение и негативную оценку тех, кто не борется с загрязнением
окружающей среды либо мешает другим заниматься этим.
Учитывая
вышесказанное, для дальнейшего анализа роли метафоры в креолизованном тексте
социальной рекламы нам представляется целесообразным воспользоваться
когнитивной теорией метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона [3]. Одна из основополагающих идей данной
теории состоит в том, что метафора в повседневном общении осуществляет важную
когнитивную функцию – получение знания. Следствием этой идеи является
«предположение о том, что метафора влияет на процесс принятия решений
<...> Метафора... особенно важна при формировании множества альтернатив
проблемной ситуации» [1, с. 16].
Чтобы проследить,
как функционирует метафора в социальной рекламе, мы сосредоточили внимание на
вербальном наполнении рекламных сообщений. Так, в слогане социальной рекламы о
вреде курения: “Smoking kills”
используется метафорический образ противника. Он транслирует идею борьбы с
врагом-убийцей, последствия взаимодействия с которым могут привести к
летальному исходу. У адресата появляется ощущение необходимости борьбы за свое
здоровье.
Реклама
направленно воздействует на подсознательную сферу нашей психики. Возникающий у
адресата образ борьбы всегда сопровождается ощущением тревоги. Именно ощущение
тревоги должно заставить адресата принять меры для успешной борьбы с врагом.
Метафоры, по наблюдениям К. М. Шилихиной, предоставляют возможности манипулирования
сознанием аудитории и формируют убеждения целевых аудиторий в нужном адресанту
направлении [4].
В системе
когнитивных метафор Дж. Лакоффом и М. Джонсоном были выделены три их типа: структурные,
ориентационные и онтологические. Однако все они, несмотря на различия способов
их создания, представлений о мире, лежащих в их основе, являются
архетипическими, не осознаются носителем языка [3, с. 25], поэтому подчас ему
трудно установить, что представления о действительности, концептуализированные
в метафоре, могут не соответствовать этой действительности. Следовательно, метафора
в рекламе является стратегическим замыслом адресанта. Когнитивная метафора дает
ему возможность непосредственно влиять на действия адресата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. Н. Предисловие
редактора / А. Н. Баранов // Метафоры, которыми мы живем /
Дж. Лакофф, М. Джонсон. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – С. 7–21.
2. Елина, Е. А. Семиотика рекламы /
Е. А. Елина. – М. : Дашков и Кo, 2013. – 136 с.
3. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми
мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – М. : Едиториал УРСС, 2004. –
256 с.
4. Шилихина, К. М. Использование
метафоры в телевизионной рекламе / К. М. Шилихина // Язык,
коммуникация и социальная среда : межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж : ВГУ, 2004.
– Вып. 3. – С. 97–104.
5. Юрьева, Е. В. Когнитивная метафора
как основа креолизованного текста социальной рекламы [Электронный ресурс] / Е. В.
Юрьева // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. – 2016. – №1. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-metafora-kak-osnova-kreolizovannogo-teksta-sotsialnoy-reklamy (дата обращения: 11.10.2020).
Комментариев нет:
Отправить комментарий