Баталина Е. А.
(г. Москва, РФ)
ПОГРАНИЧНЫЕ
СИГНАЛЫ В ПРОСОДИИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ ФОНЕТИКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)
Пограничными
сигналами называют тоны, маркирующие границы дискурса и реализующие наклонение
предложения. Пограничные тоны часто связаны с позицией последнего слога в
отрезке высказывания. Гюнтер подробно занимался вопросом пограничных сигналов.
Он считает, что посредством удлинения звуков ближе к концу просодической
конституенты и сокращения звуков в начале новой конституенты у слушающего
складывается впечатления смены ритма, которая и играет роль пограничного
сигнала. Дальнейшей возможностью маркировки структурных границ является
использование интонации [1, с. 71].
В
отношении слогоделения у лингвистов нет единого мнения. Козьмин и Богомазова
выделяют три теории слогоделения. Сторонники теории воздушного толчка, например,
Суит, считают, что слоги возникают в результате изменения и прекращения
давления воздуха. Козьмин подвергает данную теории критике, указывая на то, что
результатом воздушного толчка может стать производство нескольких звуков, так
как существуют слова, в которых слоговая граница находится между двумя
гласными.
Приверженцы
теории сонорности, например, О. Есперсен, считали, что звучность зависит
преимущественно от силы соответствующей звонкости. Наибольшая степень звучности
присуща открытым гласным, наименьшая – глухим смычным согласным. Есперсен
считает, что слог можно рассматривать как соединение звуков с различной
звучностью. Звук с наибольшей звучностью образует вершину слога. По количеству
таковых вершин можно установить количество слогов. Данная теория также
подвергается критике: ведь гласные с одинаковой степенью открытия смогут иметь
различную звучность, а степень сонорности зависит от артикуляционной энергии:
чем напряжённее произносится звук, чем больше его звучность.
Наиболее достоверной представляется Козьмину теория мускульного напряжения Граммонта и Щербы, согласно которой суть слогоделения заключена в попеременном волнообразном подъёме и падении интенсивности речи. Распределение растущей и снижающейся интенсивности по звукам слога может быть различным и зависит от структуры слога и единицы речи. Если слог состоит только из одного гласного, то он приобретает растуще-нисходящую интенсивность. При этом самыми интенсивными являются звуки в середине слова. Ядром (вершиной) слога становится тот звук, который производится с наибольшим мускульным напряжением. Граница слога маркирована там, где мускульное напряжение наименее выражено. В большинстве случаев гласные являются слогообразующими единицами, а согласные произносятся с меньшим напряжением.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Козьмин,
О. Г., Богомазова, Т. С. Теоретическая фонетика немецкого языка /
О. Г. Козьмин, Т. С. Богомазова. – М. : ЛВИ–ТЕЗАУРУС, 2002. – 256 с.
2.
Günther, K. Prosodie
und Sprachproduktion / K. Günther. – Tübingen : Niemeyer, 1999. – 401 S.
3.
Keherin, R. Prosodie
und Emotionen / – R. Keherin. – Tübingen : Niemeyer, 2002. – 231 S.
Комментариев нет:
Отправить комментарий