Середа Н. Р.Научный руководитель: преп. Соловцова
Е. В.(г. Горловка, ДНР)
РОЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Со времени походов
Александра Македонского на Восток для народов значительной части
Средиземноморья, Египта, Малой и Передней Азии и прилегающих районов, южных
частей Средней и части Центральной Азии до нижнего течения реки Инд начинается
новая эпоха в их историческом развитии – эллинистическая. Само понятие «эллинизм»
впервые было введено в историческую науку в первой половине XIX в. немецким
антиковедом И. Дройзеном, который применил это понятие к значительному
историческому периоду, наступившему после завоевательных походов Александра
Македонского.
Эпоха эллинизма –
это период глобального распространения греческого языка и образа жизни на
территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимного
проникновения и взаимного влияния двух великих античных культур – персидской и
греческой. Такой греко-восточный синтез продолжался не только во времена
Александра Македонского, но и занял все время эпохи эллинизма.
Наиболее
продуктивным был этот синтез в области культуры. Греция располагала мощнейшими
философскими школами, учениями, которые намного опередили свое время. Но и
Восток не был отсталым с точки зрения культуры. Скульптура, науки, в том числе
и точные, дополнили и обогатили греческую культуру. Указанный синтез культур
проходил по своеобразной модели. Общая эллинистическая культура (то есть
греко-восточная) оказалась намного богаче, чем каждый из компонентов, который
ее составил. Одним из продуктов этого греко-восточного синтеза считается
христианство.
Роль Александра
Македонского для развития эллинистической культуры состоит в значимости для
всего последующего времени географических открытий и изысканий, среди которых улучшение
дорог, судоходство, прокладка новых путей сообщения; все это значительно
раздвинуло рамки тогдашнего мира и позволила расширить экономические и торговые
связи.
Греческий язык и
греческая культура в результате походов Александра Македонского проникли далеко
на Восток, даже туда, где власть Александра не утвердилась, – в Индию, Армению.
С другой стороны, восточная культура, наука, производственный опыт, особенно в
отраслях хозяйства, не известных грекам, оказали влияние на греков. Особенно
отчетливо влияние Востока сказывается в религиозных представлениях. Расширение
географических, этнографических, естественнонаучных познаний эллинов дало
мощный толчок развитию греческой науки, расцвет которой относится к периоду
после Аристотеля. В результате походов Александра во всех странах, вошедших в
состав его державы, создается единство производственной техники, единство
военного дела и вооружений и, поскольку речь идет о греках и о народах,
усвоивших греческий язык, – единство языка.
Таким образом, эллинизм позволил создать ту культуру Средиземноморья, порождением которой стала античность, – без ближневосточной основы она едва ли могла появиться на свет. Деятельность Александра Македонского оказала влияние на все области политической, экономической и духовной жизни того времени.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Шахермайр,
Ф. Александр Македонский / Ф. Македонский. – Ростов-на-Дону, 1997. – 576
с.
2.
Маринович,
Л. П. Греки и Александр Македонский / Л. П. Маринович. –
М., 2001. – 287 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий