Середа Н. Р.

 

Середа Н. Р.
Научный руководитель: преп. Соловцова Е. В.
(г. Горловка, ДНР)
 

РОЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Со времени походов Александра Македонского на Восток для народов значительной части Средиземноморья, Египта, Малой и Передней Азии и прилегающих районов, южных частей Средней и части Центральной Азии до нижнего течения реки Инд начинается новая эпоха в их историческом развитии – эллинистическая. Само понятие «эллинизм» впервые было введено в историческую науку в первой половине XIX в. немецким антиковедом И. Дройзеном, который применил это понятие к значительному историческому периоду, наступившему после завоевательных походов Александра Македонского.

Эпоха эллинизма – это период глобального распространения греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимного проникновения и взаимного влияния двух великих античных культур – персидской и греческой. Такой греко-восточный синтез продолжался не только во времена Александра Македонского, но и занял все время эпохи эллинизма.

Наиболее продуктивным был этот синтез в области культуры. Греция располагала мощнейшими философскими школами, учениями, которые намного опередили свое время. Но и Восток не был отсталым с точки зрения культуры. Скульптура, науки, в том числе и точные, дополнили и обогатили греческую культуру. Указанный синтез культур проходил по своеобразной модели. Общая эллинистическая культура (то есть греко-восточная) оказалась намного богаче, чем каждый из компонентов, который ее составил. Одним из продуктов этого греко-восточного синтеза считается христианство.

Роль Александра Македонского для развития эллинистической культуры состоит в значимости для всего последующего времени географических открытий и изысканий, среди которых улучшение дорог, судоходство, прокладка новых путей сообщения; все это значительно раздвинуло рамки тогдашнего мира и позволила расширить экономические и торговые связи.

Греческий язык и греческая культура в результате походов Александра Македонского проникли далеко на Восток, даже туда, где власть Александра не утвердилась, – в Индию, Армению. С другой стороны, восточная культура, наука, производственный опыт, особенно в отраслях хозяйства, не известных грекам, оказали влияние на греков. Особенно отчетливо влияние Востока сказывается в религиозных представлениях. Расширение географических, этнографических, естественнонаучных познаний эллинов дало мощный толчок развитию греческой науки, расцвет которой относится к периоду после Аристотеля. В результате походов Александра во всех странах, вошедших в состав его державы, создается единство производственной техники, единство военного дела и вооружений и, поскольку речь идет о греках и о народах, усвоивших греческий язык, – единство языка.

Таким образом, эллинизм позволил создать ту культуру Средиземноморья, порождением которой стала античность, – без ближневосточной основы она едва ли могла появиться на свет. Деятельность Александра Македонского оказала влияние на все области политической, экономической и духовной жизни того времени.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Шахермайр, Ф. Александр Македонский / Ф. Македонский. – Ростов-на-Дону, 1997. – 576 с.

2.                Маринович, Л. П. Греки и Александр Македонский / Л. П. Маринович. – М., 2001. – 287 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий